В статье описано действие боковой силы вызванная поперечным уклоном горной дороги и влияние угла бокового увода на управляемость автомобиля на опасных поворотах горных дорог. Установлены причины увода шины движущегося колеса при приложении к ней боковой силы. Выявлены и другие факторы, определяющие величину угла увода для данной боковой силы и конструкции шин, которыми являются вертикальная нагрузка на шину, давление воздуха в шинах автомобиля и ширина обода колеса. Приведены схема соотношения величин боковых сил и уравновешивающей их центробежной, схема сил, действующих на автомобиль во время поворота. В заключительной части статьи сформулированы основные выводы и предложены практические рекомендации водителям по сохранению управляемости автомобиля на опасных поворотах горных дорог
боковой увод, боковая сила, автомобиль, боковая жесткость, боковая деформация протектора, сила сцепления шины с дорогой, управляемое колесо
1. Чудаков Е.А. Теория автомобиля. М.: Машгиз., 1950.-343с.
2. Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин: Учебник для студентов машиностроительных спец. вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.
3. Тарасик В.П. Теория движения автомобиля. Учебник для вузов. -СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 478 с.
4. Вонг. Дж. Теория наземных транспортных средств. Перев. с английского. М., Машиностроение, 1982. –284 с.
5. Нусупов Э.С. Повышение эксплуатационной эффективности автотранспортных средств в горных условиях. Дисс… докт. техн. наук. М., МАДИ, 1991. – 545 с.