Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Данная статья продолжает конспект лекций по дисциплине «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» по программе подготовки бакалавров.
мотивация, стимулирование, трудовая деятельность, теории, концепции.
Продолжение. Начало см. в № 1/2012.
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НАЧАЛО)
План лекции
- Эволюция взглядов на мотивацию и стимулирование трудовой деятельности с развитием теорий управления персоналом.
- Физиологическая, философская и психологическая школы общей теории мотивации.
- Основные направления в развитии теории мотивации трудовой деятельности.
- Содержание основных концепций мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
- Физиологическая, психологическая и социальная составляющие мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
1. Эволюция взглядов на мотивацию и стимулирование трудовой деятельности с развитием теорий управления персоналом.
Интерес к проблемам мотивации и стимулирования возник еще до появления теории управления как науки. Научному изучению причин активности человека положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ.
Дальнейшее научное изучение и обоснование проблемы мотивации и стимулирования осуществлялось уже в ходе формирования и развития теорий управления персоналом. Более того, можно говорить, что проблемы мотивации и стимулирования изначально были составной частью трех групп теорий управления персоналом: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Каждая из теорий управления персоналом представлена соответственно подходами к мотивации и стимулированию его труда: «человека экономического», «человека социального» и «человеческих ресурсов».
Для классических теорий управления трудом, к которым относятся теории Тейлора, Файоля, Форда и других теоретиков и практиков, характерен своего рода механистический подход к человеку и оценке его роли в производственном процессе,который полностью определил отношение к работнику и подход к мотивации и стимулированию его труда. Согласно этому подходу, получившему название «человек экономический», человек выступает в организации как экономический субъект и, следовательно, предпочитает исключительно экономические стимулы. И даже если они адресуются другим каким-либо свойствам человека, то все равно должны иметь экономический ракурс, т.е. так или иначе измерены самим человеком посредством экономических показателей.
1. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох и др.; пер. с англ. — М.: Вершина, 2007.