В статье проанализированы вопросы появления и закрепления в конституциях различных государств идеи федерализма, а также рассмотрены его основные характеристики. Конфедеративная модель государства провалилась в США, так как не удалось найти политическую формулу, способную оправдать возможность исполнения центральной властью своих функций в полной мере и с наибольшей эффективностью, таким образом, чтобы это было правильно воспринято штатами, составляющими политическую организацию. Принятие новой формулы осуществления политической власти на американской земле посредством выбора представителей, а также постепенное присоединение штатов-участников позволило США преодолеть недостатки конфедеративной модели, которая делала невозможным мирное и эффективное существование государства. Термин «федеративное государство» впервые появился в немецкой литературе как наиболее верно отражающей контекст и разницу с понятием «конфедерация». Между тем в качестве новой формы организации государства такой контекст был замечен в США, а позднее — в Швеции, Германии и Бразилии. Несмотря на то что американцы являются создателями явления федерализма, в Конституции США 1787 г. не было упоминания о федерации, федерализме или федеративном государстве. В любом случае нельзя отнять у американцев заслуги в изобретении формулы федерализма, претерпевшего некоторые изменения в зависимости от места и условий, к которым он применялся. Государство, которое желает называться федеративным, должно иметь конституцию, две сферы политической власти, входящие в него участники должны обладать определенной автономией, а также возможностью участия в решениях центральной власти. Кроме того, для решения возникающих конфликтов необходимо наличие конституционного суда. Федеративная система позволила решать государственные конфликты с помощью правовой организации, за которой все участники признают право последнего слова в вопросах распределения полномочий между штатами.
Федерализм, федерация, конфедерация, международный договор, конституция, публичная власть, США, Конституция США 1787 г., демократический режим, разделение полномочий.
1. Андерсон Д. Политическая релевантность федерализма в XXI веке // Испания и модели федерализма, Мадрид, 2010. № 204.
2. Араухо Л. А. Д. Общие характеристики федерализма; Бастос С. (координатор). О новой федерации. Сан-Паулу, 1995.
3. Арнолд Р. Фундаментальные концепции немецкого федерализма. Пример для испанской реформы? // В Испании и автономии. Размышления 25 лет спустя. Барселона, 2005.
4. Бадиа Х. Ф. Унитарное государство, федеративное государство и региональное государство. Мадрид, 1978.
5. Верготтини Д. де. Сравнительное конституционное право / пер. и введ. П. Л. Верду. Мадрид, 1985.
6. Воттс Р. Л. Испания: подпольная многонациональная федерация? // Испания и модель федерализма. 2010. № 204.
7. Гамильтон, Мадисон и Джей. О Конституции Соединенных Штатов / пер. Е. Жаси Рибейру. Сан-Паулу, 1964.
8. Гарсия-Пелайо М. Сравнительное конституционное право. Мадрид, 1987.
9. Кампос П. Б. Начала федерализма: образование североамериканской модели. Рейес А., Кампо Х. Х., Эчеваррия Х. Х. С. Конституционная демократия. Исследования в честь профессора Франсиско Рубио Льоренте. Мадрид, 2002.
10. Руффия П. Б. ди. Конституционное право. Мадрид, 1987.
11. Элазар Д. Х. Исследование федерализма. Барселона, 1990.