В статье рассмотрены условия применения индикативных технологий для проектирования компетенций, необходимых в профессиональной деятельности организаторов педагогической деятельности в образовательных, а также разработки и реализации соответствующих программ дополнительного образования. Представлен алгоритм проектирования, дана характеристика каждого из его этапов. Путем декомпозиции федеральных государственных образовательных стандартов аспирантской подготовки проведено обоснование введения в образовательный процесс спроектированных на основе индикативного подхода метакомпетенций: «профессионального правосознания», «управленческих умений», «педагогических умений», «научно-исследовательских умений». Представлены организационно-технологические подходы к интерпретации и операционализации нормативно задаваемых компетенций. На основе научных исследований проведен анализ реализуемых программ дополнительного образования для работников образования и обоснованы предложения по возможностям их совершенствования на основе индикативных технологий проектирования компетенций у организаторов педагогической деятельности.
компетенции, индикативные технологии, организаторы педагогической деятельности, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, проектирование, компетентностно-ориентированный подход, научные исследования в образовании.
В Российской Федерации под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [19]. В настоящее время он активно используется в системе непрерывного образования педагогических работников, под которыми понимаются физические лица, состоящие в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Самостоятельный научный интерес представляет проблема повышения эффективности развития на основе программ дополнительного образования профессиональных компетенций у руководителей учебных, учебно-методических и научных подразделений либо должностных лиц, уполномоченных на решение задач управления педагогической деятельностью в образовательных организациях. Объективные трудности совершенствования компетенций по обучению (преподавательская, обучающая деятельность учителя) в динамично изменяющейся образовательной среде значительно усиливаются необходимостью развивать управленческие компетенции.
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов (первая редакция). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 52 с.
2. Ашанин А.О. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе интеграции обучения и воспитания: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Казань, 2015
3. Байденко В.И, Максимова Н.И., Селезнева Н.А. Проектирование и реализация компетентностно ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт. – М. : ФГБУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2012.
4. Барахович И.И. Концепция развития надпрофессиональной коммуникативной компетентности студентов в вузе: автореф. дис.... д-ра пед. наук. – Чита, 2015
5. Богословский В.А., Караваева Е.В. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.
6. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. – М. : HIPPO, 2008. – 352 с.
7. Веселков А. К вопросу о надёжности результатов оценочных процедур и эффективности их использования. URL: www.expert-plus.ru.
8. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 30 с.
9. Иванов Г.В. Алгоритмическое и программное обеспечение систем диагностики компетенций: автореф. дис.... канд. психол. наук. – СПб., 2015.
10. Кагакина Е.А. Интеграция общекультурных и профессиональных компетенций как фактор подготовки будущих специалистов в условиях модернизации университетского образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук. – Кемерово, 2015
11. Каюкова И.В. Разработка математических методов и моделей анализа и прогнозирования качества обучения в вузе на основе компетентностного подхода: автореферат дис.... канд. экон. наук. – Волгоград, 2014
12. Неклюдова Д.В. Проектирование содержания подготовки специалистов в системе повышения квалификации на основе модели компетенций: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Казань, 2015
13. Новейший философский словарь / под ред А.А. Грицанова. – Минск : Книжный Дом, 1999.
14. Приказ Минсоцзащиты России от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» // Российская газета. 2013. 13 июня.
15. Ряписов Н.А. Разработка механизма оценки компетенций в системе управления образованием для повышения качества образовательных услуг: автореф. дис.... д-ра экон. наук. – СПб., 2007.
16. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. – М.: HIPPO, 2005. – 384 с.
17. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. – М. : HIPPO, 2010. – 384 с.
18. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. – М. : HIPPO, 2008.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ч. I. – Ст. 7598.
20. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А.А. Ивина. – М. : Гардарики, 2004.
21. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва и др. – М. : Советская энциклопедия, 1983.
22. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М. : Логос, 1994. – 320 с.