В статье обозначены проблемы, связанные с проектированием дополнительных профессиональных образовательных программ в контексте компетентностного подхода, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов. Описаны результаты анализа научной литературы по проблеме реализации компетентностного подхода. Авторы считают, что профессиональная педагогическая компетентность может быть представлена и должна совершенствоваться в единстве ее теоретической и практической составляющих. Основываясь на базовых понятиях компетентностного подхода, в статье мы предлагаем требования, предъявляемые к проектированию дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых в системе ДПО. Авторами представлен анализ учебных программ московской и федеральной систем дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», реализуемых в контексте компетентностного подхода. Предложены рекомендации по проектированию дополнительных профессиональных образовательных программ с позиции компетентностного подхода.
компетентностный подход, профессиональные педагогические компетенции, система дополнительного профессионального образования педагогов.
В современных условиях развития образования разработка и реализация программ в системе высшего и дополнительного профессионального образования (ДПО) осуществляются в контексте компетентностного подхода. Основанием служит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается необходимость проектирования планируемых результатов в структуре программ ДПО в компетентностной форме [4]. Необходимо отметить, что в настоящее время разработчики программ ДПО испытывают определенные трудности, связанные как с пониманием сущности основных понятий, отбором содержания образования, так и с педагогическим инструментарием достижения целей этих программ, планированием результатов обучения и их диагностикой. Для устранения этих проблем необходимо разработать требования к проектированию программ ДПО в контексте компетентностного подхода, которые предложены в этой статье. Остановимся на основных понятиях компетентностного подхода.
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 10.
3. Борытко Н.М. Педагогика: учебник для студентов педагогических специальностей вузов: в 2-х ч. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007. – Ч.1 – 256 с.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ).
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А.В. Великановой. – Самара: Профи, 2001.
7. Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А.М. Новиков. – М.: ИЦП НПО РАО, 1997. – 254 с.
8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
9. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 29–37.
10. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире. – 2005. –№4. – С. 41–43.