КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ наличия компетентностного подхода в региональных образовательных системах повышения квалификации. Исследование проводилось методом мониторинга сайтов региональных образовательных систем. Проанализированы образовательные системы дополнительного профессионального образования в 7 регионах (45 институтов). В статье представлены результаты экспертно-аналитической работы по обзору действующих подходов в образовании «Анализ действующих подходов по направлению подготовки «Педагогическое образование» (в региональной системе дополнительного профессионального образования). Целью данного исследования являлось выявление действующих подходов в системе дополнительного профессионального образования для педагогических работников и анализ наличия/отсутсвия компетентностного подхода в данных образовательных системах. Исследование проводилось методом мониторинга сайтов региональных образовательных систем. В результате исследования выявлено, что из 45 институтов в 13 используется традиционная система повышения квалификации, в 32 институтах реализуется компетентностный подход. В статье приводятся выводы о формах реализации компетентностного подхода в исследуемых регионах. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на данный момент компетентностный подход является одним из форматов организации инновационной образовательной среды.

Ключевые слова:
компетентностный подход, региональная система дополнительного профессионального образования, региональная образовательная система.
Текст

Понятие «инновационная образовательная среда» имеет несколько значений. По мнению А.Б. Зюзина, «инновационная образовательная среда школы — это учебное социально-образовательное пространство активного и целенаправленного полисубъектного взаимодей ствия участников триединого процесса обучение–воспитание–развитие на основе комплекса взаимосвязанных условий , обеспечивающих образование, самообразование и становление (формирование) личности разновозрастных субъектов образовательного взаимодей ствия с продуктивным инновационно-творческим мышлением и набором предметных, метапредметных, социальных компетенций» [2]. П.П. Ефимов предлагает под инновационной образовательной средой вуза «понимать продукт субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающийся тем, что он базируется на инновационном содержании образования, выраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся; на инновационных технологиях образования, основанных на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве; на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях; на новых формах управления образовательной средой, основанных на создании ситуационно-прогностических центров в вузах; на безопасной образовательной среде вуза, основанной на непрерывном мониторинге и регулировании опасностей, влияющих на качество образования в вузе» [3].

Список литературы

1. Ефимов П.П., Костин В.Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 502–506.

2. Зюзин А.Б. Инновационная среда школы как пространство взаимодействия субъектов образования. http://vsv.lokos.net/localuser/ynino/Metodika/innoobrsreda.pdf

3. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm

4. План работы РИРО на 2015 год. http://rirorzn.ru/upload/medialibrary/1f5/1f5ef37220d18c986f550871800e40b7.pdf

5. Положение «О повышении квалификации работников образования Амурской области по модульно-накопительной системе». http://www.amur-iro.ru/upload/polozhenie_o_pov_kval.docx

6. Программы курсов повышения квалификации. http://fcprotmb.68edu.ru/index.php/meropriyatiya/kursypovysheniya-kvalifikatsii/metod-modeli

7. План повышения квалификации работников образования на 2015; План повышения квалификации работников образования на 2016 гг. // Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования “Институт повышения квалификации педагогических кадров”. План повышения квалификации на 2015г. План повышения квалификации работников образования на 2016 гг. ; Интернет версии: http://ipkpk-magadan.ru/index.php?newsid=67

8. Об итогах научно-методической деятельности МОГАУДПО «ИПК ПК» за первое полугодие 2014 года. Интернет-версия: http://ipkpk-magadan.ru/index.php?newsid=213

9. Программа развития ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» на 2011–2015 годы. Интернет-версия: http://edu.mari.ru/mio/DocLib20/Программа%20раз-вития%20института%20на%202011-2015.pdf

10. География республиканских инновационных площадок 2013–2014 гг. Интернет-версия: http://edu.mari.ru/mio/DocLib23/Инновационная%20деятельность/Инновационные%20площадки/Буклет.pdf)

11. Приложение к Приказу Министрства образования Саратовской области от 27 апреля 2015 г. № 1266. Интернет-версия: http://soiro.ru/sites/default/files/prilozhenie_1_k_prikazu_no_1266.jpg)

Войти или Создать
* Забыли пароль?