В статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ наличия компетентностного подхода в региональных образовательных системах повышения квалификации. Исследование проводилось методом мониторинга сайтов региональных образовательных систем. Проанализированы образовательные системы дополнительного профессионального образования в 7 регионах (45 институтов). В статье представлены результаты экспертно-аналитической работы по обзору действующих подходов в образовании «Анализ действующих подходов по направлению подготовки «Педагогическое образование» (в региональной системе дополнительного профессионального образования). Целью данного исследования являлось выявление действующих подходов в системе дополнительного профессионального образования для педагогических работников и анализ наличия/отсутсвия компетентностного подхода в данных образовательных системах. Исследование проводилось методом мониторинга сайтов региональных образовательных систем. В результате исследования выявлено, что из 45 институтов в 13 используется традиционная система повышения квалификации, в 32 институтах реализуется компетентностный подход. В статье приводятся выводы о формах реализации компетентностного подхода в исследуемых регионах. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на данный момент компетентностный подход является одним из форматов организации инновационной образовательной среды.
компетентностный подход, региональная система дополнительного профессионального образования, региональная образовательная система.
Понятие «инновационная образовательная среда» имеет несколько значений. По мнению А.Б. Зюзина, «инновационная образовательная среда школы — это учебное социально-образовательное пространство активного и целенаправленного полисубъектного взаимодей ствия участников триединого процесса обучение–воспитание–развитие на основе комплекса взаимосвязанных условий , обеспечивающих образование, самообразование и становление (формирование) личности разновозрастных субъектов образовательного взаимодей ствия с продуктивным инновационно-творческим мышлением и набором предметных, метапредметных, социальных компетенций» [2]. П.П. Ефимов предлагает под инновационной образовательной средой вуза «понимать продукт субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающийся тем, что он базируется на инновационном содержании образования, выраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся; на инновационных технологиях образования, основанных на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве; на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях; на новых формах управления образовательной средой, основанных на создании ситуационно-прогностических центров в вузах; на безопасной образовательной среде вуза, основанной на непрерывном мониторинге и регулировании опасностей, влияющих на качество образования в вузе» [3].
1. Ефимов П.П., Костин В.Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 502–506.
2. Зюзин А.Б. Инновационная среда школы как пространство взаимодействия субъектов образования. http://vsv.lokos.net/localuser/ynino/Metodika/innoobrsreda.pdf
3. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
4. План работы РИРО на 2015 год. http://rirorzn.ru/upload/medialibrary/1f5/1f5ef37220d18c986f550871800e40b7.pdf
5. Положение «О повышении квалификации работников образования Амурской области по модульно-накопительной системе». http://www.amur-iro.ru/upload/polozhenie_o_pov_kval.docx
6. Программы курсов повышения квалификации. http://fcprotmb.68edu.ru/index.php/meropriyatiya/kursypovysheniya-kvalifikatsii/metod-modeli
7. План повышения квалификации работников образования на 2015; План повышения квалификации работников образования на 2016 гг. // Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования “Институт повышения квалификации педагогических кадров”. План повышения квалификации на 2015г. План повышения квалификации работников образования на 2016 гг. ; Интернет версии: http://ipkpk-magadan.ru/index.php?newsid=67
8. Об итогах научно-методической деятельности МОГАУДПО «ИПК ПК» за первое полугодие 2014 года. Интернет-версия: http://ipkpk-magadan.ru/index.php?newsid=213
9. Программа развития ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» на 2011–2015 годы. Интернет-версия: http://edu.mari.ru/mio/DocLib20/Программа%20раз-вития%20института%20на%202011-2015.pdf
10. География республиканских инновационных площадок 2013–2014 гг. Интернет-версия: http://edu.mari.ru/mio/DocLib23/Инновационная%20деятельность/Инновационные%20площадки/Буклет.pdf)
11. Приложение к Приказу Министрства образования Саратовской области от 27 апреля 2015 г. № 1266. Интернет-версия: http://soiro.ru/sites/default/files/prilozhenie_1_k_prikazu_no_1266.jpg)