В статье обосновывается актуальность решения проблемы определения структуры профессиональной компетентности учителя, представленной ее видами, обусловленной потребностью преподавателя системы повышения квалификации (ПК) учителей в ее знании. Эта потребность возникает в связи с проектированием дополнительных профессиональных образовательных программ в системе ПК учителей. В статье предлагается анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей решение проблемы определения структуры профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы, а также структуры профессиональной компетентности будущего педагога (студента). Произведенный авторами статьи анализ научной литературы, показал, что в современной педагогической науке не разработано единой структуры профессиональной компетентности педагога. Основываясь на структуре педагогической деятельности учителя (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков), авторы статьи предлагают оригинальное решение проблемы определения структуры профессиональной компетентности учителя с позиции деятельностного подхода. На основе этой структуры разработана и предложена в статье линейка профессиональных компетенций педагога основного и среднего общего образования. Авторы статьи обращают внимание на то, что подобным образом может быть представлена линейка профессиональных компетенций педагога начального общего образования, дошкольного образования. В статье обозначены проблемы исследования, связанные с профессиональной компетентностью педагога, требующие своего дальнейшего разрешения.
ключевые компетенции, базовые компетенции, специальные компетенции педагога, «линейка» профессиональных компетенций педагога.
Проблема разработки структуры профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы актуальна не только для самого педагога, от мастерства и профессионализма которого зависит успешность реализации целей образования на всех его ступенях, но и для преподавателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (ПК). Преподавателю системы ПК при проектировании дополнительной профессиональной образовательной программы необходимо спланировать ее цели, ориентированные на совершенствование определенных компетентностей учителя, поскольку развитие системы образования реализуется в контексте деятельностного и компетентностного подходов. Исходя из того, что преподаватель системы ПК должен определить, какие профессиональные компетентности учителя он планирует совершенствовать в рамках разрабатываемого курса, необходимо решить какие виды компетенций учителя выделяют в психолого-педагогической литературе. В настоящей статье мы попытаемся найти решение проблемы определения структуры профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы. Обратимся сначала к основным понятиям, связанным с исследуемой проблемой.
1. Беляева В.А., Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательной системе: моделирование и проектирование: монография. – Рязань: Ряз. гос. ун-т. им. С.А. Есенина, 2014. – 206с.
2. Волощук М.П. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средств. – 184 с.
3. Иринчеев А.А. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей: дис. … канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2012. – 186 с.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Издательство ГРПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.
5. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. – 1982. – № 3. – С. 63 – 66.
6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 55–63.
7. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: дис. … канд. пед. наук. – Новосибирск, 2014. – 178 с.
8. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. URL : http://nspkrf.ru/Metod_rek_2.pdf
9. Москвитина Л.Н. Формирование профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2013. – 189 с.
10. Профессиональный стандарт педагога. URL : http://www.ug.ru/new_standards/6/version/print
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
12. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика,1983. – 352 с.