сотрудник
Россия
Обосновывается многогранность категории «конституционализм», которая, по мнению автора, имеет собственное юридическое содержание, а также неюридическое — экономическое, социальное, политическое и культурное. Кроме того, конституционализм отражает универсальные ценности современной цивилизации, проявляющиеся в закономерностях демократической организации общества и государства на основе баланса власти, собственности и свободы, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина, верховенства права. В структурированном плане конституционализм представляет собой особую философско-правовую теорию, систему политико-правовых идей и концепций. Одновременно данная категория воплощает в себе систему юридического позитивизма в единстве с естественно-правовыми началами. Важной составляющей является конституционно-правовая практика, включающая законодательную, административную и судебную. Конституционализм является формой общественного сознания и выступает предпосылкой нового типа юридического вида действительности. Это видение характеризуется как конституционное мировоззрение. Аргументируется идея политизации конституционализма. Делается вывод, что конституционализм — аксиологическая, телеологическая и праксиологическая ценность, входящая в мировое культурное наследие человечества. Конституционализм рассматривается и как объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений. Основа конституционного правопорядка — стабильность и отсутствие противоречий между властью, собственностью и свободой. Реальный конституционализм — одновременно и нравственно-этическое явление. Гарантией конституционализма выступает конституционно-судебный нормоконтроль.
Конституция, конституционализм, конституционные ценности, конституционный порядок, конституционная политика, конституционное правосудие, конституционный нормоконтроль.
1. Арутюнян Г. Угрозы корпоративной демократии // Конституционное правосудие. Ереван, 2006. № 3.
2. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
3. Бондарь Н. С. Преодоление кризиса конституционализма через диалог культур // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16—17 мая 2013 г. СПб., 2013.
4. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм: доктрина и практика. 2-е изд. М., 2015.
5. Джагарян А. А. Конституционализм как основа обеспечения межцивилизационного диалога // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16—17 мая 2013 г. СПб., 2013.
6. Ильин И. А. Понятия права и силы (опыт методологического анализа) // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М., 1994.
7. Конституционализм: идеал и/или реальность: сб. материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г. / под ред. Б. А. Страшуна, И. А. Алебастровой. М., 2012.
8. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России) / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2014.
9. Кравец И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2004.
10. Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М., 2007.
11. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008.
12. Лафитский В. И. Воскресение права. Части первая и вторая. М., 2008.
13. Лафитский В. И. Воскресение права. Часть третья. М., 2009.
14. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.
15. Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., 2008.
16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
17. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М., 2002.
18. Романец Ю. В. Этические основы права и правоприменения. М., 2012.
19. Сорокин В. В. Совесть как элемент русского православного правосознания // Государство и право. 2011. № 6.