Данная статья является продолжением исследований автора ресурсов и перспектив развития делового туризма в городе Иркутске и Иркутской области. Автор участвовал в проведении мониторинговых исследований рынка делового туризма на протяжении последних пяти лет и изложил свои основные теоретические и практические выводы. Особое внимание уделено географической составляющей как неотъемлемой части глобального фактора, специализирующего территорию. Деловой туризм организуется в различных вариациях: конгрессы, выставки, ярмарки, переговоры, семинары. У всех участников мероприятий цели посещения различны в зависимости от их интересов, возможностей и видов ведения бизнеса. Наиболее выражено требование наличия мобильной инфраструктуры, позволяющей производить адаптацию помещений под нужды конкретных организаторов. Исследования показали, что город Иркутск как центр делового туризма обладает большим потенциалом в развитии данного направления. В статье приведены основные теоретические подходы и прикладные методы к определению емкости конгрессно-выставочного рынка, определены тенденций развития города Иркутска (выделены 8 основных), а также представлены самые новые данные о показателях туристского состояния города и области. Город является основным транзитным центром, в котором наблюдается перераспределение туристских потоков, следующих с Запада на Восток и обратно, а также обладает отличительным конкурентным преимуществом – близостью к озеру Байкал, что, несомненно, выделяет его из других городов России. Таким образом, можно отметить, что специфика делового туризма, рассматриваемая в данной статье, заключается в комплексном подходе к удовлетворению запросов туристов, путешествующих с деловыми целями.
деловой туризм, туристская дестинация, конгрессно- выставочный рынок, тенденции развития
Современные тенденции развития Иркутской области и города Иркутска
позволяют говорить об изменении их роли в региональной и национальной экономике.
Долгое время Иркутск воспринимался в Европейской России как удаленный от центра
провинциальный город, в котором концентрировались научные и промышленные
производства и связанные с ними сферы деятельности. Однако на протяжении последнего
десятилетия наиболее интенсивно развиваются сферы деятельности, которые исполняют
коммуникативные и обслуживающие функции: образование, банковско-финансовые
учреждения и страховые компании, телевидение и телекоммуникации, печатные средства
массовой информации, реклама, продюсерские, торговые, посреднические и
снабженческо-сбытовые организации, индустрия досуга, отдыха и развлечений,
гостиничное дело, производство «ноу-хау», перевозки всеми видами транспорта,
складское хозяйство и т.д. [1].
1. Евстропьева О.В. Системный подход и объяснительные модели в туризме // Вестник Национальной академии туризма. – 2015. – № 1 (33). – С. 6–11.
2. Морозова Н.Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона // Социально-экономические и общественные науки. Вестник ДГТУ. – 2012. – № 3 (64). – C. 94–101.
3. Ржепка Э. А., Новичкова Т. Р. Результаты мониторинговых исследований специфики развития делового туризма в г. Иркутске // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2015. – Т. 9, №2. – С. 49–56.
4. Ржепка Э.А. Ресурсы делового туризма в Иркутске: монография. – Иркутск: изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011. – 115с.
5. Смагина Н.Н. Международный деловой туризм как фактор активизации внешнеэкономической деятельности региональных бизнес-структур // В мире научных открытий. – 2014. – №11.4(59). – С. 1556–1569.
6. Сорокина Н.А. Корпоративный туризм как вид делового туризма // Вестник Российской академии естественных наук. – 2013. – 17(2). – С. 95–97.
7. Чимитдоржиева О.Г. Развитие форм эффективного управления рынка делового туризма //Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – № 4(4). – С. 32–40.
8. Федеральное Агентство по туризму РФ: официальный сайт: [Электронный ресурс]: URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 25.08.2015).