сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье рассматривается место муниципальных предприятий в сфере услуг местного сообщества в целом и в системе предоставления муниципальных услуг в частности. Также сравниваются способы предоставления услуг отдельным муниципальным органом или предприятием и непосредственно местными органами власти. Данные модели значительно различаются по эффективности и организационному обеспечению. Эти различия позволяют получить ответ на вопрос о целесообразности привлечения муниципальных предприятий в процесс предоставления муниципальных услуг. Автором сформулированы критерии, позволяющие оценить место муниципальных предприятий в рассматриваемой сфере и получить ответ на вопрос о целесообразности привлечения муниципальных предприятий в экономику территории. Также в исследовании внимание уделяется способам повышения эффективности, подотчетности и прозрачности системы управления муниципальными предприятиями. Значительная часть влияния и механизм прямой ответственности перед населением должны поддерживаться с помощью надзора за предоставлением муниципальных услуг, иначе существует большой соблазн начать бесконтрольную экспансию или осуществить вложения в новые активы, не соответствующие инвестициям в других муниципальных сферах. Деятельность местных органов власти удовлетворяет данным условиям гораздо лучше, чем деятельность отдельных муниципальных предприятий, а финансовая независимость последних сильнее способствует попыткам строительства империй и необоснованным расходам. Муниципальные предприятия не имеют уникальных преимуществ, их существование создает или способствует созданию проблем в сфере принятия решений, а также ведет к ненужным затратам как со стороны местных властей, так и населения. Их упразднение должно повысить эффективность, подотчетность и прозрачность общественного сектора
муниципальные услуги, местное самоуправление, муниципальные предприятия, полномочия органов местного самоуправления
Предоставляют ли муниципальные предприятия услуги, которые не могут
предоставляться непосредственно местными органами власти (местным или
муниципальным советом) или не могут предоставляться ими с той же степенью
эффективности? Одним из аргументов в пользу муниципальных предприятий является
предположение о том, что назначенные или избранные члены управляющего совета
предприятия будут осуществлять более эффективное управление, чем ответственные за
широкий спектр местных услуг выборные политики.
1. Proceedings Public-Private Partnerships in Infrastructure Days 2008. December 15– 18, 2008. Washington, D.C. – World Bank, World Bank Institute, 2009. – 81 с.
2. Гончарова О. Повышение качества муниципальных услуг – требование времени // Стандарты и качество. – 2006. – № 10. – С. 78–79.
3. Куликова А.А. Совершенствование функционирования казенного предприятия: монография. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 168 с.
4. Мониторинг в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг: монография / В.Ю. Морозов, С.В. Шестакова, В.А. Шестаков, А.Г. Абаджиди. – М.: ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010. – 117 с.
5. Панова А.Г. Проблемы контроля и оценки качества государственных и муниципальных услуг // «Сервис в России и зарубежом». – 2011. – №6. [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number25/contents (дата обращения: 03.10.15).
6. Панова А.Г Эффективное распределение ресурсов между различными муниципальными предприятиями // Вестник университета. –2011. – №22. – С. 186–188.
7. Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. – М.: Статут, 2013. – 272 с.
8. Ходорич И.А. Формирование и развитие моделей местного самоуправления // Инженерный вестник Дона. – 2009. – №2 [Электронный ресурс]: URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2009/134 (дата обращения: 10.10.15).
9. Цыдыпова И.Б. Особенности оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона // Перспективы науки. – 2013. №11 (50). – С. 134–137.
10. Шестакова С.В., Хаванова Н.В., Новикова Н.Г. Пути решения проблем сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций в предоставлении электронных государственных и муниципальных услуг // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – № 11 (38). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number38/contents (дата обращения: 04.10.15).