ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что в отечественном высшем образовании в части преподавания графических дисциплин уже в конце прошлого столетия использовались технологии, способные и в настоящее время обеспечить необходимые компетенции (а на самом деле – знания!) обучаемых. Описываются задания с элементами конструирования, построенные на элементных базах соответствующих факультетов, которые способствовали поиску и воспитанию людей с творческими задатками. Отмечены трудности сохранения и развития проектно-конструкторского подхода к обучению в связи с переходом на заграничную двухуровневую подготовку и резкое сокращение аудиторных часов. Констатируется падение уровня базовой школьной подготовки абитуриентов, анализируются причины. Отмечается, что в сложившейся ситуации (слабая базовая школьная подготовка, подушевое финансирование, недостаточная мотивация) на вузовского преподавателя ложится обязанность вырабатывать у студента дисциплину ума, дисциплину характера, дисциплину работы, что ранее, в советской школе, было обязанностью средней школы. Показано, что элементы проектного обучения необходимо внедрять на самой ранней стадии обучения инженерной графике. Приведены примеры заданий. Предложен ряд мероприятий организационного и методического характера, которые, по мнению авторов, позволят сохранить проектно-конструкторский подход к обучению. Показана роль вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения как важнейшего инструментария в курсах «Инженерная графика», «Основы автоматизированного проектирования», «Введение в САПР», историческое развитие этого инструментария до настоящего момента. Сделан вывод о необходимости построения учебного процесса как системы параллельных проектов, идущих через весь период обучения.

Ключевые слова:
проект, дизайн, технология, проектное обучение, инженерная графика, начертательная геометрия.
Текст

Несколько лет назад всех людей, которым не безразлично отечественное образование, потрясли две цитаты из речей руководителя Министерства образования. В одной говорилось о том, что ошибкой отечественного образования являлось стремление воспитать человека-творца, а надо бы – квалифицированного потребителя. Во второй – о том, что высшая математика убивает креативность. 

К счастью, в документах, посвященных модернизации отечественного образования в настоящее время, как среднего, так и высшего, признается, в частности, необходимость решения важной задачи – обеспечить выработку устойчивой рефлексии обучаемых через создание условий для формирования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

Многие специалисты считают, что именно компетентностная модель способна привести в соответствие профессиональное образование с потребностями рынка, нуждающегося в компетентном и креативном работнике.

К одной из самых эффективных технологий обучения относят проектное обучение, или метод проектов. Наш опыт преподавания инженерной графики убеждает в том, что ничего принципиально нового здесь нет. Уже довольно много лет назад учебный процесс в отечественной высшей школе (мы говорим о преподавании инженерной графики) в ряде технических вузов отвечал большинству тех требований, которые предъявляются в настоящее время. В Военмехе, например, по согласованию с факультетами подбиралась соответствующая элементная база (образцы техники и чертежная документация), а на занятиях делался акцент на проектно-конструкторские особенности изделий, элементы творчества.

Список литературы

1. Абросимов С.Н. Элементы автоматизации выпуска чертежно-конструкторской документации с применением ЕС ЭВМ [Текст] / С.Н. Абросимов. – Л., ЛМИ, 1980.

2. Абросимов С.Н. Геометрическое моделирование движения инструмента при разработке управляющих программ для станков с ЧПУ [Текст] / С.Н. Абросимов, О.Н. Петров. – Л., ЛМИ, 1989.

3. Ассекритова С.В. Специфика разработки конструкторской документации в условиях автоматизации производства [Текст] / С.В. Ассекритова // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 3–4. – С. 36–39. – DOI: 10.12737/2131.

4. Бойков А.А. Компьютерные средства поддержки учебных курсов графических дисциплин [Текст] / А.А. Бойков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 29–30. – DOI: 10/12737/784.

5. Вехтер Е.В. Пример применения метода проектов при изучении курса Инженерная графика. 43-я межвузовская научно-методическая конференция «Преподавание графических дисциплин в современных условиях» [Текст] / Е.В. Вехтер. – Томск, 2013.

6. Волкова М.Ю. Графическая грамотность как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 1. – Рис. 5 С. 53–57. – DOI: 10.12737/3849.

7. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 3. – С. 25–30. – DOI: 10/12737/6522.

8. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 8–9. – DOI: 10.12737/777.

9. Гитман Е.К. ЕГЭ vs ACT, или Что и как проверяют при поступлении в вузы в России и США [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман // Высшее образование в России. – 2014. – № 11.

10. Горнов А.О. Дизайн и инженерия. Проблемы взаимопроникновения. Материалы III научно-практической интернет-конференции с международным участием «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» [Текст] / А.О. Горнов. – Пермь, 2012.

11. Грязев М.В. Модульные планы для эффективной реализации образовательных программ университета на основе ФГОС-3+ [Текст] / М.В. Грязев [и др.] // Высшее образование в России. – 2014. – № 11.

12. Дюмин В.А. Основы машинной графики на базе ЭВМ «МИР-2» [Текст] / В.А. Дюмин, А.Н. Лызлов. – Л., ЛМИ, 1979.

13. Дюмин В.А. Хорошо незабытое старое или проектно-конструкторское обучение инженерной графике. Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации» [Текст] / В.А. Дюмин, Д.Е. Тихонов-Бугров. – Пермь 2015.

14. Жерносеков Г.И. Лабораторные работы по машинной графике с элементами НИРС [Текст] / Г.И. Жерносеков, В.А. Дюмин, А.Н. Лызлов. – Л.: ЛМИ, 1985.

15. Жерносеков Г.И. Технические и программные средства машинной графики в САПР изделий машиностроения [Текст] / Г.И. Жерносеков, В.А. Дюмин, А.Н. Лызлов. – Л.: ЛМИ, 1986.

16. Ивкин С.П. Альбом чертежей общего вида пневмогидроарматуры [Текст] / С.П. Ивкин, М.В. Ракитская, А.С. Степанов. – СПб.: БГТУ, 2013.

17. Лепаров М.Н. Инженерная графика – TO BE, OR NOT TO BE. Материалы III международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки» [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов. – Пермь, 2012.

18. Малюх В.Н. Введение в современные САПР [Текст]: курс лекций / В.Н. Малюх. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 192 с.

19. Основы компьютерной графики САПР изделий машиностроения (MCAD) [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Абросимов; Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2014. – 206 с.

20. Петухова А.В. Инженерно-графическая подготовка студентов строительных специальностей с использованием современных программных комплексов [Текст] / А.В. Петухова // Геометрия и графика. – 2015. – Т. 3. – № 1. – С. 47–58. – DOI: 10.12737/10458.

21. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества [Текст] / А.И. Половинкин. – М., Машиностроение, 1988.

22. Ракитская М.В. Конструктивные задачи в проекционном моделировании [Текст] / М.В. Ракитская, Д.Е. Тихонов-Бугров. – СПб.: БГТУ, 2001.

23. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Материалы IV Международной интернет-конференция КГП-2014. – Пермь 2014.

24. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 1. – С. 30–41. – DOI: 10.12737/ 3846.

25. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 4. – С. 28–33. – DOI: 10.12737/8924.

26. Таленс Л.Ф. Работа конструктора [Текст] / Л.Ф. Таленс. – Л.: Машиностроение, 1987.

27. Тихонов-Бугров Д.Е. Методические указания к выполнению работы по машиностроительному черчению с элементами конструирования и исследований [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров. – Л.: ЛМИ, 1987.

28. Тихонов-Бугров Д.Е. Разработка конструкторской документации в условиях, моделирующих производственные ситуации [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров. – Л.: ЛМИ, 1990.

29. Тозик В.Т. Инженерное образование в современной России. Материалы IV научно-практической интернет-конференции с международным участием «Проблемы качества графической подготовки» [Текст] / В.Т. Тозик. – Пермь, 2014.

30. Токарев В.А. Эффективность комплексного применения в профессиональной подготовке специалистов различных типов графических программ при разработке геометрических моделей [Текст] / В.А. Токарев // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 3–4. – С. 40–43. – DOI: 10.12737/2132.

Войти или Создать
* Забыли пароль?