В сложившихся экономических и экологиче-ских условиях большой интерес вызывает изу-чение динамики легкоминерализуемого органи-ческого вещества (ЛМОВ) в агропочвах. Ис-точниками ЛМОВ в почвах агроэкосистем яв-ляются запасы мортмассы и отмирающие корни растений. Это ближайший резерв для разложения, за счет которого формируются запасы питательных элементов и обновля-ются гумусовые вещества. После уборки уро-жая в верхнем слое почвы в агроэкосистеме кукурузы остается около 13 т/га, в агроэкоси-стеме подсолнечника - 28 т/га растительных остатков, состоящих из корней и крупной мортмассы (> 0,5 мм). Максимальный запас мелкой мортмассы в агроэкосистеме кукурузы был во второй половине июля (1,75 т/га), в агроэкосистеме подсолнечника - в середине августа (1,55 т/га). Общий запас углерода гу-муса в почве при возделывании кукурузы и под-солнечника составил 67,2 т/га. В его составе преобладали запасы углерода стабильного гумуса, которые в агроэкосистеме кукурузы составили 61 %, в агроэкосистеме подсолнеч-ника - 72 %. Легкоминерализуемое органиче-ское вещество в основном состоит из сово-купности водорастворимых и щелочегидроли-зуемых форм углерода (подвижный углерод гумуса), а также из углерода лабильного орга-нического вещества (мелкой мортмассы). На долю углерода лабильного органического ве-щества в агроэкосистеме кукурузы пришлось 4,9 т/га, в агроэкосистеме подсолнечника - 5,3 т/га, что составило 7 % от Сорг. Запасы щелочегидролизуемого углерода гумуса в аг-роэкосистеме кукурузы составили 22,8 т/га, в их составе преобладали новообразованные фульвокислоты, соотношение Сгк/Сфк в сред-нем было 0,8. В агроэкосистеме подсолнечника запасы щелочегидролизуемого углерода гуму-са составили 14,5 т/га, соотношение новооб-разованных гуминовых и фульвокислот оказа-лось 1,1. Запас водорастворимых форм угле-рода в черноземе при возделывании кукурузы и подсолнечника составил 1 % от Сорг.
легкоминерализуемое органическое вещество, запасы растительно-го вещества, подвижный гумус, кукуруза, под-солнечник, агрочернозем
1. Аринушкина Е.В. Руководство по химическо-му анализу почв. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 487 с.
2. Базилевич Н.И., Титлянова А.А. и др. Ме-тоды изучения биологического круговорота в разных природных зонах. - М.: Мысль, 1978. - 182 с.
3. Гиниятуллин, К.Г., Шинкарев А.А. (мл.), Шинкарев А.А. и др. Связывание органиче-ского вещества в устойчивую к окислению форму при взаимодействии глинистых ми-нералов с растительными остатками // Поч-воведение. - 2010. - № 10. - С. 1249-1264.
4. Когут Б.М., Сысуев С.А., Холодов В.А. Во-допрочность и лабильные гумусовые веще-ства типичного чернозема при разном зем-лепользовании // Почвоведение. - 2012. - № 5. - С. 555-561.
5. Семенов В.М., Когут Б.М. Почвенное органи-ческое вещество. - М.: ГЕОС, 2015. - 233 с.
6. Тейт Р. Органическое вещество почв. Био-логические и экологические аспекты: пер. с англ. - М: Мир, 1991. - 400 с.
7. Брылев С.В., Шпагин А.И., Ситейкин С.В. и др. Технологические регламенты на возде-лывание и заготовку растительных кормов из однолетних и многолетних культур с вы-соким содержанием обменной энергии и питательных веществ / Краснояр. гос. аг-рар. ун-т. - Красноярск, 2014. - 58 с.
8. Тулина, А.С., Семенов В.М., Розанова Л.Н. и др. Влияние влажности на стабильность органического вещества почв и растительных остатков // Почвоведение. - 2009. - № 11. - С. 1333-1340.
9. Чупрова В.В., Люкшина И.В. и др. Запасы и динамика легкоминерализуемой фракции органического вещества в почвах Средней Сибири // Вестн. КрасГАУ. - 2003. - № 3. - С. 65-73.
10. Шарков И.Н., Самохвалова Л.М., Миши- на П.В. и др. Влияние пожнивных остатков на состав органического вещества черно-зема выщелоченного в лесостепи Западной Сибири // Почвоведение. - 2014. - № 4. - С. 473-479.