ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована актуальность практических работ по математике на современном уроке как методических инноваций в образовании. Описано ресурсное обеспечение организации и проведения практических работ. Рассмотрены разные формы и виды практических работ по каждому разделу примерной программы по математике, приведены примеры заданий.

Ключевые слова:
методические инновации; практические работы; новые цели начального математического образования; социальный запрос; Федеральный государственный образовательный стандарт.
Текст

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) начинается с осознания учителями и преподавателями педагогических вузов, колледжей и систем повышения квалификации новых целей начального образования. Реализация развивающего характера ФГОС НОО подразумевает инновационную работу в начальной школе.

Смена главной цели образования определяет переход от знаниевой к личностно ориентированной парадигме. Если приоритетной целью образования в традиционной школе было прочное освоение системы знаний, умений и навыков, то основным результатом и главной целью начального общего образования, соответствующего требованиям нового ФГОС НОО, должно стать развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Целям соответствуют и методики обучения. Российскую школу начала XXI в. можно охарактеризовать словами Дж. Дьюи: «…всё приспособлено для слушания» <…> «…очень мало места для самого ребенка, для его самостоятельной работы» <…> «Мастерская, лаборатория, материалы, инструменты, при помощи которых ребенок мог бы строить, творить и самостоятельно исследовать, даже необходимое место для этого - всё это в большинстве случаев отсутствует» [3, с. 521].

Главный недостаток существующей системы образования - пассивность ребенка - предстоит преодолеть в ходе достижения ведущих целей, сформулированных в стандарте второго поколения и документах ЮНЕСКО.

Школа должна научить: действовать, жить, жить вместе и учиться. Среди приоритетов современного образования - создание условий для приобретения учащимися опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, а не только знаний. Одним из главных средств решения этой задачи является выбор педагогами эффективных методов обучения.

Список литературы

1. Виленкин Н.Я., Мордкович А.Г. Подготовку учителей математики — на уровень современных требований: предложения, мнения, опыт, поиск // Математика в школе. — 1986. — № 6. — С. 6–10.

2. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969, № 1. — С. 15–25.

3. Дьюи Дж. Школа и общество // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики; сост. А.И. Пискунов. — М., Просвещение, 1971.

4. Монахов В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика, 1989, № 1. — С. 28–33.

5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 /4-е изд. перераб.). — М.: Просвещение, 2010.

6. Смолеусова Т.В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012, № 3. — С. 5–18. [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik.nspu.ru/journal/2012-3 (дата обращения — 3.07.2012).

7. Смолеусова Т.В., Кривцова Л.А. Практические работы по математике: методические рекомендации. — Новосибирск, Изд-во Новосибирского ИПКиПРО, 2013.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радяньска школа, 1985 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt (дата обращения — 3.07.2012).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. — М.: Просвещение, 2009. — 31 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?