Статья посвящена морально-этическим аспектам репутационного менеджмента. Авторы, сопрягая различные методологии исследования, такие как категориальный и феноменологический анализ, рассматривают нравственные категории, связанные с понятием репутации. Так, понятия «имидж организации», «деловая репутация» выявляют свое значение в контексте именно этических кате- горий и проявлений морального сознания, таких как: авторитет, социальная ответственность, честность, порядочность, уважение интересов другого. В перспективе человекомерных измерений менеджмента, таких как корпоративная этика, корпоративная культура, а также с позиции субъективистского подхода в исследованиях имиджа организации проводится этико-ориентиро- ванная концепция репутационного менеджмента. Защищается авторская позиция, согласно кото- рой необходима социальная экспертиза предпринимательской деятельности во всех ее измерениях, которая призвана оценить деятельность предприятия с помощью подключения ученых, а также компонентов гражданского общества, с позиции гуманитарных ценностей – морально-этических категорий. В таком понимании социальная экспертиза выступает как «этическая экспертиза». Во взаимосвязи с понятием и феноменом корпоративной этики проводятся обобщения в контексте общих этических категорий. При этом авторами доказывается, что корпоративная этика яви- лась тем основанием, фундаментом, на котором формируется деловая репутация, имидж корпора- ции и другие этические составляющие корпоративной репутации. В связи с защищаемой в статье концепции этически-ориентированного менеджмента намечаются перспективы для использования такого методологического подхода для применения его не только для создания успешной деловой репутации организации, но и в процессе создания бренда, формирования содержания маркетинговой стратегии.
репутационный менеджмент, имидж организации, бренд, корпоративная этика
Проблема защиты корпоративной репута-
ции – важнейшая в современной социальной
и культурной ситуации как в российском, так
и общемировом масштабах. Это связано в наи-
большей степени с тем, что как крупные ком-
пании, так и средний бизнес находятся под
пристальным вниманием общественности, при
этом микроскоп общественного мнения на-
правлен преимущественно в сторону социально-
нравственных сопровождающих и последствий
бизнеса.
1. Агеев А.М. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1991.
2. Брехов М.В. Корпоративная репутация в условиях трансформирующегося общества: Автореф. дис… канд. социол. наук. Волгоград, 2009.
3. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4.
4. Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М., 2001.
5. Кортунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис. … д-ра филос. наук / Гос. ин-т искусствознания. М., 1999.
6. Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9–14.
7. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология от А до Я. Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
8. Рева В.Е. Управление репутацией. М.: «Дашков и К», 2008.
9. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии. М.: Юрайт, 2013. 303 с.
10. Томилова М. В. Модель имиджа организации// Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1.
11. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия [Электронный ресурс]// Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 3. URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001–3/12.shtml (дата обращения: 21.01.2007).
12. Business for social responsibility // Overview of Corporate social responsibility. 2003.
13. Kortunov V. Modernization of Russia in the Context of Cultural Experience of the East and West // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14. № 1. С. 41–46.