Статья посвящена проблеме использования туристской инфографики в учебном процессе подготовки специалистов сферы туристских услуг. Объектом исследования является особая форма визуализации информации – туристская инфографика. Предмет исследования – классификация и обоснование воз- можностей использования туристкой инфографики как особого формата визуализации учебной ин- формации в процессе подготовки специалистов сферы туризма. Под туристской инфографикой по- нимается особое тематическое направление в теории и практике визуализации информационного массива, касающегося проблематики туристских ресурсов, использования дестинаций, сервиса в ту- ризме и гостеприимстве. В современной науке понятие туристской инфографики не разработано, комплексные обобщающие публикации о педагогических функциях инфографики отсутствуют. Инфо- графика как современный жанр и формат представления информации является продуктом глобаль- ного информационного пространства – «инфосферы». Главная ее функция – передача значительных объемов информации посредством ее визуализации на едином, специально организованном компактном изображении с использованием дизайнерских приемов. В сфере подготовки специалистов по направ- лению «Туризм» инфографика должна стать одним из важнейших методов информационного воздей- ствия на обучающихся. Инфографика обладает целым набором важнейших дидактических качеств, позволяющих формировать особую – визуальную – компетенцию. В статье приведена классификация туристской инфографики по различным форматам ее представления (медийные, информационные, сюжетные форматы), охарактеризованы важнейшие Интернет-ресурсы, предоставляющие воз- можность вовлечения в учебный процесс готовых визуализаций туристской тематики. Приводит- ся перечень и описываются возможности использования в практической деятельности студентов важнейших инструментов для проектирования и построения туристской инфографики. В статье констатируется педагогический эффект использования материалов инфографики в учебном процессе подготовки специалистов сферы сервиса и туризма. Сделан вывод о формах положительного воздей- ствия методов визуализации туристской информации средствами инфографики на усвоение учебного материала обучающимися.
инфографика, туристская инфографика, визуализация туристской информации, классификация туристской инфографики, использование инфографики в учебном процессе
1. Афанасьев О.Е. Возможности для создания учебных презентаций в программной среде prezi.com и применения в целях географического образования ресурсов инфографики // География, геоэкология, геология: опыт научных исследований: Материалы VIІ Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2010. С. 294–296.
2. Афанасьев О.Е. Особенности применения проблемного обучения в магистерском курсе студентов-географов // Проблемы непрерывного географического образования и картографии. Киев: ИПТ, 2009. С. 7–13.
3. Грушевская В.Ю. Изучение семантических возможностей визуализации на теоретических и практических занятиях // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 183–187.
4. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11. С. 26–30.
5. Климова Т.В. Когнитивная инфографика в профессиональной подготовке студента вуза: сущность, возможности, технологии реализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7–4 (14). С. 117–119.
6. Кондратенко О.А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 109–115.
7. Селеменев С.В. Школьная инфографика // Образование в современной школе. 2010. № 2. С. 34–42.
8. Arslan D., Toy E. The visual problems of infographics // Global Journal on Humanites & Social Sciences. [Online]. Vol.1, Iss. 1, 2015. pp. 409–414. http://www.world-education-center.org/index.php/pntsbs [Accessed on October 5, 2015].
9. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012. 384 p.
10. D’Efilippo V., Ball J. The Infographic History of the World. London: Harper Collins Pub., 2013. 217 p.
11. Krum R. Cool Infographics. Effective Communication with Data Visualization and Design. Indianapolis: John Wiley &Sons Inc., 2014. 384 p.
12. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: The Power of Visual Storytelling. New Jersey: John Wiley&Sons Inc., 2012. 264 p.
13. McCandless D. Information is Beautiful. London: William Collins, 2012. 256 p.
14. Smiciklas M. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audiences. Indianapolis: Pearson Education Inc., Que Pub, 2012. 224 p.
15. Toseland M., Toseland S. Infographica: The World As You Have Never Seen It Before. New York: Quercus Publishing Plc., 2014. 224 p.