Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных) при обучении русскому и иностранному языку. Раскрывается сущность, структура и содержание универсальной личностно-деятельной стратегии языкового образования, ориентированной на развитие личности дошкольника, младшего школьника и подростка в ходе овладения речевой деятельностью на русском (как родном, так и неродном) и иностранном языке, языке учебного предмета.
универсальные действия и компетенции, универсальная стратегия языкового образования, стратегии социального и персонального развития личности, детская речевая деятельность, технология преобразующего обучения.
В государственных стандартах школьного образования особое внимание уделяется не только усвоению обучающимся суммы знаний, но и развитию его личности, познавательных и созидательных способностей. Цель современного начального образования — формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, в том числе и самостоятельной деятельности, а также личной ответственности обучающегося, то есть овладение им ключевыми компетенциями, которые характеризуют современное качество образования. В стандартах школьного образования указывается на необходимость развития речевой и познавательной деятельности учащихся, формирование учебно-познавательных умений, универсальных учебных действий [6].
В условиях вариативности, многоязычия и поликультурности возникает потребность в специалистах — преподавателях родного и иностранного языков, подготовленных к работе с учащимися разных возрастных категорий в различных условиях: в системе основного и дополнительного образования, семейного воспитания и репетиторства. Проблема подготовки специалистов языкового образования обусловлена, с одной стороны, колоссальным усилением роли информационного обмена, резким увеличением объема перерабатываемой и транслируемой информации, с другой — недостаточной способностью молодого поколения дифференцировать постоянно увеличивающийся поток информации, «работать со словом». Развитие данной способности происходит в процессе обучения русскому (как родному, так и неродному) и иностранным языкам.
1. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов и учителей. В 2 ч. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы начального общего образования. Ч. 2. Примерная программа по иностранному языку. — М.: Просвещение, 2009.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010.
5. Содержание образования в начальной школе. Система ценностей / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.; СПб.: Нестор-История, 2011.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.