Специалист по управлению персоналом в современных социально-экономических условиях должен уметь предотвращать конфликты и помогать адаптации в трудовом коллективе новым сотрудникам. Для этого необходимо ориентироваться в личностных качествах и особенностях эмоционального реагирования. Личностные особенности и специфика семейного воспитания и взаимодействия в семьях с низким социальным статусом в литературе отражены недостаточно, что может вызвать сложности у специалиста по персоналу. С помощью Шкалы семейного окружения изучена специфика семейного взаимодействия в 30 семьях с низким социальным статусом. На основе анализа полученных результатов представлены рекомендации по взаимодействию и адаптации в трудовом коллективе. Необходимо искреннее, доброжелательное отношение, контроль поведения, своевременное управление конфликтом, учет ведомого поведения и подчинения авторитетам. Повышенное стремление к независимости возможно использовать в качестве мотивации. Ключевые слова: управление персоналом, адаптация в трудовом коллективе,
управление персоналом, адаптация в трудовом коллективе, семьи с низким социальным статусом, рекомендации по взаимодействию.
Изучение способов управления человеческими ресурсами становится все более актуальным [14]. Для повышения эффективности управления персоналом специалистам по управлению необходимо ориентироваться в личностных особенностях, системе ценностей, особенностях поведения, эмоционального реагирования [12]. Только при этих условиях возможно предотвращение конфликтов, создание благоприятного эмоционального климата и эффективное взаимодействие сотрудников, их взаимосотрудничество и при необходимости — взаимовыручка.
В современных социально-экономических условиях специалист по управлению персоналом должен уметь найти общий язык со всеми работниками, в том числе с низким социальным статусом. Между тем особенности эмоционального реагирования, специфика поведения, особенности семейного воспитания в семьях с низким социальным статусом в литературе отражены недостаточно, и взаимодействие с членами таких семей представляет определенные трудности.
Семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей [7, 10]. Семья играет важнейшую роль в процессе формирования и развития личности [3, 6]. Семья чутко реагирует на социально-экономические процессы, происходящие в обществе [1, 4]. В любой семье существуют определенные, сложившиеся нормы поведения, у членов семьи существуют свои обязанности [5, 8]. Семейные конфликты возникают, когда члены семьи не подчиняются семейным нормам поведения, не занимаются возложенной деятельностью, не участвуют в преодолении трудностей [2, 9]. Если в семье в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические для каждой стадии жизненного цикла, такую семью считают дисгармоничной [11, 13]. Для таких семей характерны: «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти-подчинения; эмоциональная зависимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи, фактическое неравноправие, отношения принуждения [7, 12]. Функционирование деструктогенной семьи порождает проблемы и конфликты [4, 10]. Трудности ослабляют семью, приводят к нарушению семейного взаимодействия, социальной дезадаптации членов семьи [5, 9]. Очевидно, что специалисту по управлению персоналом необходимо ориентироваться в трудностях и проблемах дисгармоничных семей, а также семей с низким социальным статусом для более эффективного мотивирования и стимулирования ее членов и социального адаптирования в трудовом коллективе.
Цель проведенного исследования — изучение специфики семейного взаимодействия в семьях с низким социальным статусом для разработки рекомендаций по адаптации в трудовом коллективе.
1. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. — СПб., 2007.
2. Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия [Текст] / В.М. Кормщиков. — Пермь, 1987.
3. Косенко В.Г. Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте [Текст] / В.Г. Косенко: автореф. …. дис. канд. пед. наук. — Белгород, 1998. — 91с.
4. Куприянов С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методами семейной психотерапии [Текст] / С.Ю. Куприянов: автореф. дис. … канд. мед. наук. — Л., 1985.
5. Куприянов С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой [Текст] / С.Ю. Куприянов // Психогигиена и психопрофилактика: сб. науч. тр.; под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой Тянь-Шанской. — Л., 1983. — С. 76–84.
6. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи [Текст] / А.Г. Лидерс. — М., 2007.
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Е.Г. Силяевой. — М., 2002.
8. Сатир В. Психотерапия семьи [Текст] / В. Сатир. — СПб., 2006.
9. Симонова М.В. Подходы к системному повышению средней заработной платы в регионе на основе роста производительности труда [Электронный ресурс] / М.В. Симонова, Л.П. Бажуткина, В.А. Бердников. — Review of European Studies; Vol. 7, No. 2; 2015 ISSN 1918-7173 E-ISSN 1918-7181 Published by Canadian Center of Science and Education doi:10.5539/res.v7n2p58 URL: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n2p58
10. Титаренко В.С. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость [Текст] / В.С. Титаренко // Культура семейных отношений. — М., 1985.
11. Эйдемиллер Э.Г. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий: методические рекомендации. — Л., 1987.
12. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. — СПб., 2003.
13. Barker, Ph. Basic Family Therapy. — London: Granade, 1981. — 214 p.
14. Carter, E.A., McGoldrick, M. The Family life cycle and family therapy: An overview // The family Life Cycle: A framework for family therapy. — N.Y.: Gardner Press, 1980.