Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассматривается проблема селекции и формирования личности, обладающей качествами лидера, рассматривается структура качеств, обеспечивающих процессы сплочения индивидов в обществе (т.е. руководящая и организующая роль лидера), организованность и результативность поведения лидера в системе деятельности.
лидер, личностные качества, деятельность, креативность
Введение/Обзор литературы
Современное общество характеризуется быстрой сменой ценностей и отношений, интенсивными реформами во всех областях: экономической, политической, социальной и культурной, и нуждается в специалистах, способных быстро и нестандартно решать возникающие вопросы и проблемы.
Работодатели ставят перед университетами задачу подготовки профессионалов высокого уровня, обладающих лидерскими качествами. Именно такая категория специалистов, умеющих работать в команде и способных сплотить, объединить людей, привлечь внимание к новым идеям, убедить в своей правоте, и позволяет им принимать важные решения и нести за них ответственность. Авторы работ, посвященных эффективности высшего образования в России, не обошли вниманием это направление.
Наше исследование посвящено возможности использования в педагогическом процессе технологий массового мониторинга лидерских качеств, возможности отбора студентов, обладающих лидерскими качествами, и их развитию.
В настоящее время в системе подготовки студентов их личностным особенностям уделяется недостаточно внимания. Одной из причин такого положения дел является отсутствие объективной информации о личностных особенностях студентов в той форме, в которой ее можно было бы применить в педагогическом процессе.
Проблема лидерства, в силу ее особой значимости, в течение продолжительного времени является объектом исследований как отечественной, так и зарубежной науки. В научных публикациях в зависимости от методологических подходов и концепций довольно широко представлены теории лидерства, рассмотрены составляющие лидерства в различных социальных слоях, выделены типы лидеров, определены принципиальные различия между понятиями «лидер» и «менеджер». Выделены основные типы лидеров (харизматический и трансформационный), лидерство разделено на формальное и неформальное, выявлены приемы, которыми пользуются удачливые лидеры [3, 6, 21, 22, 14, 18, 19, 13, 24, 25, 11, 5].
1. Банкер К. Развитие способности к изменению. Как помочь вашим сотрудникам принять перемены / Керри Банкер; Center for Creative Leadership. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 112 с.
2. Бал В. Усиливаем стрессоустойчивость. Как успешно нейтрализовать негативный стресс / Видула Бал, Майкл Кемпбелл, Шарон Макдауэлл; Ceuter for Creativ Leadership М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 112 с. (Навигатор для лидера).
3. Божович Л. И. проблемы формирования личности. М., 1995. 352 с.
4. Бухаркова О. В., Горшкова Е. Г. Имидж лидера: технология создания и продвижения. Тренинговая программа. СПб.: Речь, 2007. 222 с.
5. Волоков И. П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 221 с.
6. Все грани лидерства. Harvard Business Review; Россия, январь–февраль. 2005.
7. Голднер Э. Анализ организаций // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1967.
8. Грейсон Дж., О. Дейл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М., 1995. 215 с.
9. Давидюк Г. П. студент и его деятельность. Минск, 1979.
10. Далтон М. Развиваем восприимчивость к обучению. Как извлечь уроки из собственного опыта / Максин Далтон; Center for Leadership. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 112 с.
11. Дубовская Е. М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1984. 22 с.
12. Жеребова Н. С. К вопросу о выдвижении лидеров в студенческих группах.
13. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Л., 1969. 15 с.
14. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера. Свердловск, 1988.
15. Каларко А. Тренируем адаптивность. Как эффективно проходить через изменения / Аллан Каларко, Джоан Гурвис: Center for Creativ Leadership. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 112 с.
16. Калашников А. И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и продление конфликтов. СПб.: «Речь», 2008. 215 с.
17. Каргин Н. Н. Комплексный подход и проблемы совершенствования системы образования // Журнал прикладной психологии. 2007. № 1, С. 80–88.
18. Каргин Н. Н. Системная методология: механизм формирования образа специалиста в системе образования. (На примере индустрии туризма) // Журнал прикладной психологии. 2007. № 7.
19. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Издательство политической литературы, 1975.
20. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
21. Колесников Ю. С., Рубин Б. Г. Студент глазами социолога. Ростов, 1968.
22. Кричевский Р. Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах. Проблемы детской и педагогической психологии. Вып. 2. М., 1976. 264 с.
23. Лисовский В. Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. 1998. № 4. с. 41.
24. Лидер и его команда. Практикум работы тренеров и консультантов в организациях / Под редакцией Н. В. Клюевой. СПб.: Изд-во «Речь», 2008. 208 с.
25. Личность и группа. Ученые записки, том. 468. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. с. 139–157.
26. Маслова Н. Ф. Стили руководства как способ социально-психологического воздействия / Руководство и лидерство. Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. С. 45–53.
27. Морозов И. Е. Развитие лидерских качеств у студентов в процессе вузовского обучения. Дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
28. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. Ред. Б.Ф. Ломов. М., 1981.
29. Палли М. Формирование стойкости. Как процветать во время перемен / Мэри Линн, Полли и Майкл Уэйкфилд; Center for Creative Leadership. M.: Манн Иванов и Фарбер, 2013. 112 с.
30. Парыгин Б. О. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
31. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. Л., 1973.
32. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 225 с.
33. Ребрик С. Менеджмент: Уроки Томе Питерсе и других гуру бизнеса. 2-е изд. М.: Эксмо, 2007. 160 с.
34. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. 184 с.
35. Bogardus E. Leaders and Leadership. New York, 1934. P. 138.
36. Stogdill R. M. Handbook of Leadership.New York, 1974. P. 51, 52.