В статье представлено исследование ряда вопросов, касающихся профессионального самоопределения студентов-психологов. Показана роль «Я»-концепции личности в выборе профессии и предпочтительной деятельности в профессии психолога. Предложена модель влияния «Я»-концепции на перманентный процесс профессионального самоопределения студентов-психологов.
профессиональное самоопределение, предпочтительный вид деятельности, первичное и вторичное самоопределение, перманентный процесс самоопределения в профессии, самоутверждение в профессии, «Я»-концепция личности
Исследование проблем профессионального самоопределения свидетельствует о том, что каждый человек, исходя из своих индивидуальных особенностей, имеет свое профессио нальное предназначение [2]. Этим объясняется тот факт, что люди в зависимости от своих личностных качеств неодинаково владеют одной и той же профессией. Следовательно, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности и быть конкурентоспособным специалистом, необходимо вовремя определить «свое» место внутри конкретной сферы деятельности. Занимая «свое» профессиональное место, человек будет иметь возможность наиболее полно реализовать себя в профессии и самоутвердиться в ней как специалист.
В настоящее время, в условиях высокой конкуренции на рынке услуг, для современного специалиста важно не только освоение компетенций в той или иной сфере деятельности, но и осознание своих возможностей, своей «Я»-концепции применительно к конкретной деятельности. Выбор сферы деятельности во многом зависит от того, как человек осознает и оценивает свои возможности в конкретном виде труда. Несмотря на то, что профессиональная пригодность формируется в процессе практики, значение выбора предпочтительной деятельности внутри профессии на этапе профессиональной подготовки недооценивать нельзя.
Наше представление о профессиональном самоопределении сводится к тому, что оно представляет собой процесс выбора профессии и определение в соответствии с «Я»-концепцией своего места в ней, сопровождающийся последующей самореализацией и самоутверждением личности в профессиональной деятельности. Представляя собой перманентный процесс, профессиональное самоопределение включает в себя следующие основные этапы:
- выбор профессии как решение задач первичного самоопределения;
- процесс овладения профессией в ходе профессионального обучения, когда осуществляется усвоение профессиональных знаний, вхождение в профессию и идентификация с ней;
- определение конкретного вида деятельности (предпочтительной деятельности) в рамках выбранной профессии в соответствии с «Я»-концепцией личности как решение задач вторичного самоопределения;
- практическое осуществление профессиональной деятельности с учетом своей индивидуальности («Я»-концепции), приводящее к самореализации в профессии и профессиональному самоутверждению личности.
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
2. Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
3. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 57 с.
4. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 426 с.
5. Психология и педагогика / Под общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. М.: Издательство Юрайт, 2013. 609 с.
6. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
7. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of careers // Englewood Cliffs, N. J., 1973. 320 p.