В статье рассмотрена возможность использования программных средств имитационного моделирования при разработке моделей и алгоритмов управления и принятия управленческих решений, возникающих при функционировании маршрутных таксомоторных перевозок. Обобщены задачи, решение которых необходимо для эффективного использования системы предварительных заказов.
пассажирские перевозки, имитационное моделирование, маршрутные такси, предварительные заказы.
УДК 656.1
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ МАРШРУТНЫХ ТАКСИ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ
POSSIBLE USE OF SIMULATION TO OPTIMIZE THE OPERATION OF FIXED-ROUTE TAXIS ON RESERVATION
Нургалиев Е.Р., к.т.н., доцент
Каспийский институт морского и речного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»,
г. Астрахань, Россия
DOI: 10.12737/16032
Аннотация: В статье рассмотрена возможность использования программных средств имитационного моделирования при разработке моделей и алгоритмов управления и принятия управленческих решений, возникающих при функционировании маршрутных таксомоторных перевозок. Обобщены задачи, решение которых необходимо для эффективного использования системы предварительных заказов.
Summary: The article describes the use of simulation software to develop models and algorithms for control and management decisions arising from the operation of the shuttle taxi services. Summarizes the tasks necessary for the efficient use of pre-orders.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, имитационное моделирование, маршрутные такси, предварительные заказы.
Keywords: passenger transportation, simulation, taxis, pre-orders.
Одним из способов решения транспортной проблемы крупных городов является оптимизация системы управления работой городского транспорта, в том числе, городских автобусных перевозок за счет оперативной организации рациональных маршрутов.
В России городские пассажирские перевозки, осуществляемые маршрутными такси, развивались до настоящего времени в основном по экстенсивному направлению, что предусматривало увеличение числа маршрутов и подвижного состава на них [1]. Иной путь возможен при внедрении системы перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам. В отличие от обычной системы городского общественного транспорта, получающего в качестве субсидий дополнительные средства из муниципального бюджета и, таким образом, удорожающего стоимость пассажиро-километра, разработка гибкой, эффективно действующей системы перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам, позволит удовлетворить большую часть запросов жителей, при должном уровне сервиса, вариативности маршрутов и минимальном времени ожидания подачи транспортного средства, не загоняя пассажиров в узкие рамки ограниченного набора маршрутов.
1. Волков В.С. Особенности организации и управления работой маршрутных такси по заявкам // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5. № 10. С. 69-71.
2. Нургалиев Е.Р. Имитационное моделирование пассажиропотоков при помощи программного продукта ANYLOGIC с целью повышения качества пассажироперевозок // Наука: поиск-2009: сб. науч. ст. / Астрахан. гос. техн. ун-т Астрахань: Изд-во АГТУ, 2009. С. 223-227.
3. Турпищева М.С., Нургалиев Е.Р. Методика оценки качества системы пассажирских автоперевозок // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2014. № 1 (57). С. 42-46.
4. Турпищева М.С., Нургалиев Е.Р. Моделирование системы логистических операций методами теории массового обслуживания / Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. №9(17)/2014. Часть 2. – Москва, 2014. – С. 86-88.
5. Турпищева М.С., Нургалиев Е.Р. Математическое моделирование пассажиропотоков на автомобильном транспорте / Интерстроймех-2011 : материалы междунар. науч.-техн. конф. / М-во образования Респ. Беларусь, М-во образования и науки Рос. Федерации, Междунар. ассоциация автомоб. и дорожного образования, УМО вузов Рос. Федерации по образов. в обл. трансп. машин и трансп.-технол. комплексов, Белорус.-Рос. ун-т; редкол. : И. С. Сазонов (гл. ред.) [и др.]. – Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2011. – 396 с. : ил. – С. 311 – 315.
6. Турпищева М.С., Нургалиев Е.Р. Управление транспортной системой на основе моделирования взаимоувязанного движения автотранспортных и пассажирских потоков / Инновационные технологии в машиностроении: проблемы, задачи, решения: сборник научных трудов / гл. ред. А.Н. Емелюшин; отв. ред. А.А. Веселовский. – Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та (филиала) ОГУ, 2012. – 210 с.
7. Нургалиев Е.Р. Математическое моделирование автотранспортных пассажирских перевозок / Монография / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. – 2012. – 122 c.
8. Нургалиев Е.Р., Турпищева М.С. Логистические модели пассажирских транспортных комплексов / Сборник научных трудов №5 по направлению «Технология, организация и управление автомобильными перевозками. Теория и практика» Всероссийской 66-й научно-практической конференции на базе ФГБОУ ВПО СибАДИ. – Омск: СибАДИ, 2012.