В современном мире острой проблемой является политизация религий, в особенности ислама. Интерес к политической религии обусловлен огромным влиянием на массовое сознание и носит объективный характер. Политический ислам представлен различными исламскими движениями, которые в мусульманском мире выражают интересы различных социальных групп. Влияние ислама на политическую жизнь усиливается в условиях слабого функционирования демократической системы. Цель статьи состоит в выявлении идейно-политических факторов, которые вызывают обострение этноконфессиональных противоречий и радикализируют ислам. Основным методом исследования является системный подход, основанный на необходимости последовательного исследования источников развития политической философии ислама в контексте хронологической последовательности исторической обстановки. Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании действия религиозного фактора в современных условиях и его влияния на специфику международных отношений в регионе Ближнего Востока. Практическая значимость состоит в том, что отдельные положения данного исследования расширяют существующие знания о воздействии религиозного фактора в современных условиях и могут использоваться в качестве теоретико-методологической опоры для создания различных учебных программ в системе высшего образования, а также учебных пособий по дисциплинам «Теория политики», «История политических учений» и «Политология». Делается вывод, что исламская теология и религиозное мировоззрение мусульман зависит от того, как акцентируется, понимается или трактуется отношение человека к Богу и насколько радикально проводится идея отсутствия посредников между человеком и Богом.
История ислама, религиозная политика, мусульманское общество, сотоварищи, люди Писания, теория трех домов, сунниты, шииты
1. Адбулаева И.А. Суфизм в системе международных связей (на примере республики Дагестан) // Постсоветские исследования. 2024. № 1 (7). С. 79-86.
2. Аль-Джанаби М.М. К пониманию сущности феномена современного «политического ислама». Часть 2 // Пространство и время. 2016. №1-2 (23-24). С. 40-51. EDN: https://elibrary.ru/WJGZIT
3. Барсукова Н.К. Изучение некоторых аспектов идеи Бога в мировых религиях // Исламоведение. 2012. №3. С. 11-22. EDN: https://elibrary.ru/PIFSSP
4. Бертон Дж. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. - СПб. 2006 - 304 С.
5. Вагабов М.В. История ислама // Исламоведение. 2010. № 4. С. 69-88.
6. Гольдциер И. Лекции об исламе: в 2-х т.: СПб.: Тип. Акционерного общества «Брокгауз-Эфрон», 1912. - 302 С.
7. Давиденко А.О. Проблема интерпретации понятий «удерживающий» и «удерживающее»: исторический обзор толкований на 2 Фес. 2,6-7 // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. №1 (16). С. 23-30. DOI: https://doi.org/10.56621/27825884_2022_1_23; EDN: https://elibrary.ru/GCIQEK
8. Добаев И.П. Священная война в исламе: сущность, идеология, политическая практика // Россия и мусульманский мир. 2019. № 2 (312). С. 111-118.
9. Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ в. / Под общ. ред. Г. Джемаля. - М. 2005. - 336 С.
10. Колосовская А.Н., Ожешковская И.Н. Архетипы в сакральных сооружениях: христианские храмы и мечети // Вестник Полоцкого государственного университета. 2024. № 2 (37). С. 36-40.
11. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. - М.: Наука, 1990. - 727 С.
12. Магомедов Т.К. Тавиль и тафвид как основные методы понимания и интерпретации неясных текстов Корана и хадисов // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 2. С. 222-232. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.203; EDN: https://elibrary.ru/VOSVSD
13. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими Книга единобожия / ибн Сулейман ат-Тамими Мухаммад. – Баку: Гейтюрк, 1997. - 250 С.
14. Мюллер А. История ислама. - М. 2004. - 703 С. EDN: https://elibrary.ru/QTJPUF
15. Насыров И.Р. Откровение в исламе // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 99-109. DOI: https://doi.org/10.21146/2587-683X-2018-2-2-99-109; EDN: https://elibrary.ru/VUBGON
16. Папа Франциск в Эмиратах: в Персидском заливе зазвонят церковные колокола? [Электронный ресурс]. URL. https://inosmi.ru/20190316/244744730.html (дата обращения: 04.09.2024).
17. Постнов А.В. Религиозно-политический феномен салафийя: основные тенденции развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия: История. 2011. № 127. С. 68-74.
18. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. - М., 2004. - 470 С. EDN: https://elibrary.ru/QTIBHN
19. Свистунов А.А. Особенности исторического развития шиитской государственно-правовой доктрины // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2023. № 10. С. 128-132. DOI: https://doi.org/10.23672/SAE.2023.38.94.031; EDN: https://elibrary.ru/VKWRGE
20. Смирнов А.В. «Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса) // Этическая мысль. 2008. № 8. С. 154-193. EDN: https://elibrary.ru/LGKKQL
21. Токсанбаев А.К. Мусульманский взгляд на межрелигиозный диалог // Вестник Вятского государственного университета. 2021. №2 (140). С. 52-59. DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.21.018; EDN: https://elibrary.ru/WPIHSE
22. Фатхуллин Р.А. Единый вектор социальной направленности христианства и ислама // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение». 2022. Т. 40. С. 114-124. DOI: https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.114; EDN: https://elibrary.ru/CITKHI
23. Ханалиев Н.У. Религиозный фактор в столкновении цивилизаций с точки зрения государственно-управленческого аспекта // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 3. С. 385-403. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-3-385-403; EDN: https://elibrary.ru/YFLDSM
24. Хасанов М.М. Особенности возникновения арабской науки в VII-VIII вв. // Знание, понимание, умение. 2022. № 2. С. 271-275. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2022.2.20; EDN: https://elibrary.ru/BTNJGH
25. Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Сост. Журавский А.В. - М., ББИ св. ап. Андрея, 2000. - 558 С.
26. Хусенов Ф.Р. Порядок проведения легитимации власти ранних аббасидских халифов (на основе письменных материалов) // Учёные записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2022. № 4 (73). С. 11-16. DOI: https://doi.org/10.51844/2077-4990-2022-4-11-17; EDN: https://elibrary.ru/QGBKPY
27. Чикризова О.С. К вопросу и методологии суннито-шиитских взаимоотношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 74-82. EDN: https://elibrary.ru/VIOICV
28. Чистякова О.В. Я и Другой в философско-религиозных дискурсах христианства и ислама // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 4. С. 479-487. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2017-21-4-479-487; EDN: https://elibrary.ru/YKHKVW
29. Шагинян А.К. Рождение третьей авраамической религии и «Третьего Завета». Часть 2. После хиджры // Теология: теория и практика. 2024. Т. 3. № 2. С. 21-44. DOI: https://doi.org/10.24412/2949-3951-2024-0100; EDN: https://elibrary.ru/QDVXSP
30. Эйвазов Н. Учение о предназначении человека в Коране и Библии: сравнительный богословский анализ // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 29-35. DOI: https://doi.org/10.24411/1814-5574-2020-10022; EDN: https://elibrary.ru/ZYQVXP
31. Яхьяев М.А. Догматические истоки и факторы поливариативности ислама // Исламоведение. 2018. №3. С. 53-65. DOI: https://doi.org/10.21779/2077-8155-2018-9-3-53-65; EDN: https://elibrary.ru/YKXBHN
32. Яхьяев М.Я., Яхьяев А.М. Феномен джихада в исламе // Исламоведение. 2020. Т. 11. № 4. С. 81-94. DOI: https://doi.org/10.21779/2077-8155-2020-11-4-81-94; EDN: https://elibrary.ru/MPXRLI



