Россия
В статье рассмотрены некоторые особенности современных международных региональных объединений государств, возникших в последние десятилетия. В таких союзах, созданных в целях экономической, социальной и культурной интеграции для ускорения экономического и социального развития государств-участников, иногда возникают элементы политического, публично-правового характера, зародыши своеобразной незавершенной и несуверенной публичной власти по отношению к государствам-членам. В Европейском Союзе, имеющем высокую степень централизации, элементы публичной власти его органов включают те государственные полномочия, которые в соответствии с конституциями государств-членов добровольно переданы ими ЕС; в Европейском Союзе существует возможность возложения обязанностей на государства-члены путем принятия решений большинством членов его институтов (основных органов); в учредительных документах ЕС заявлены некоторые политические цели, а некоторые факты деятельности ЕС имеют политический характер; на территории ЕС параллельно с правом государств-членов действует вышестоящее, хотя незавершенное (оно не включает и не может включать некоторые отрасли права) наднациональное право ЕС, которое создается его органами и без интерпелляции и ратификации таких актов государствами-членами непосредственно распространяется на физических и юридических лиц государств-членов; государства-члены поправками, внесенными в конституции, добровольно самоограничили некоторые элементы своего государственного суверенитета, но они сохраняют суверенитет, а Европейский Союз, не будучи государством, государственного суверенитета не имеет; при определении структуры органов ЕС, их полномочий, взаимоотношений широко использованы подходы конституционного права, хотя решение этих вопросов имеет в ЕС существенные особенности; в ЕС есть элементы государственности, что естественно: члены ЕС — государства, что налагает свой отпечаток и на ЕС; Европейский Союз — публично-правовое образование особого рода. Учитывая сказанное, при определении формы ЕС можно было бы в категориях политологии, государствоведения и конституционного права назвать Европейский Союз региональным интеграционным международно-государственным (или региональным интеграционным международно-государствоподобным) публично-правовым образованием.
Европейский Союз, публично-правовое образование, наднациональное право, государственный суверенитет.
1. Bradley A. W., Ewing K. D. Constitutional and Administrative Law. 15th ed. L., 2011.
2. Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25e éd. P., 2011.
3. Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im öffentlichen Recht. 18. Aufl. München, 2010.
4. Веремеев Н. Современные подходы к проблеме суверенитета в европейских исследованиях // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 2.
5. Кашкин С. Ю., Четвериков А. О., Калиниченко П. А. и др. Право Европейского Союза: учеб. пособие / отв. ред. С. Ю. Кашкин. 3-е изд. М., 2011.
6. Михайлов С. С. Проблема государственного суверенитета в рамках членства в ЕС. СПб., 2011.