Исследуются появляющиеся новые коммуникационные возможности глобальной сети в управлении знаниями. Коммуникативная компетентность определена как динамическая способность организации, которая обеспечивает повышение эффективности ее деятельности и конкурентоспособности. Дан новый взгляд на внешнюю структуру интеллектуального капитала современной компании, важной частью которой становятся интернет-пользователи. Показана их активная роль в процессе генерации идей, обмена знаниями, создания инноваций, обучения. Исследуются способы и формы сетевого взаимодействия, которые используют зарубежные и российские компании в работе с пользователями глобальной сети при решении задач по управлению знаниями: сообщества, форумы, блоги, краудсорсинг, социальные сети. Определены перспективные направления развития сетевых коммуникаций компании для наращивания ее интеллектуального капитала и достижения устойчивого конкурентного преимущества.
сетевые коммуникации, компетенция, интеллектуальный капитал, глобальная сеть, веб-технологии, краудсорсинг, управление знаниями.
Вызовы инновационной экономики, в том числе связанные с развитием Интернета и веб-технологий, изменяют роль знаний и компетенций, превращая их в стратегические активы организации, обеспечивающие достижение устойчивого конкурентного преимущества. Необходимо развивать способности организации выстраивать эффективные сетевые коммуникации, направлять усилия на то, чтобы использовать интеллектуальные ресурсы глобальной сети, тем самым наращивая интеллектуальный капитал компании за счет новых возможностей. Это позволит решать задачи по управлению знаниями и получать экономическую выгоду не только от знаний сотрудников, но и внешних пользователей Интернет.
Появившись в научной литературе в начале ХХ в., термин «коммуникация» в современной трактовке имеет различные значения. Коммуникация рассматривается как средство связи, как процесс взаимодействия субъектов, при котором происходит передача и обмен информацией, как общение индивидов или групп. Организация представляет собой сложную сеть человеческих коммуникаций. Важное значение имеют как внутренние сети, объединяющие отдельных сотрудников, группы и подразделения внутри компании, так и сетевые коммуникации организации с внешней средой.
Сетевые коммуникации представляют собой совокупность каналов передачи информации и процессов межличностного взаимодействия и общения. Коммуникационная сеть, которая служит технической основой сетевых коммуникаций, включает систему физических каналов связи и коммуникационного оборудования. Примерами коммуникационных сетей могут служить телефонные и компьютерные сети, сети кабельного телевидения, сотовой связи, в которых используются проводные, беспроводные, волоконно-оптические каналы связи. На основе коммуникационных сетей строятся информационные сети (внутрикорпоративные, локальные, региональные и др.), которые объединены в глобальную сеть Интернет.
1. Проблемы управления в экономике знаний: по материалам Первой Международной конференции «Управление знаниями в современной экономике». — М.: ГУУ, 2010. — С. 136.
2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С. 256
3. Daum J.H. Intangible Assets. Galileo Press GmbH, Bonn. 2002: 152–154.
4. Wright J. Blog Marketing. McGraw-Hill; 1 edition, November 15. 2005: 336.
5. Управление знаниями в инновационной экономике. Учебник / Под. ред. Б.З. Мильнера — М.: Экономика, 2009. — С. 501.
6. Russia has World’s Most Social Networking Audience. http://www.comscore.com/layout/set/popup/Press Event.
7. Webb Richard. Recession isn’t holding mobile broadband subscribers. http://www.infonetics.com/pr/2009/4q08-mobile-broadb