ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность представляемой публикации заключается в необходимости подготовки учителей иностранного языка для дошкольного образования в текущей ситуации ограниченного научного описания коммуникативных стратегий взаимодействия с дошкольниками. При этом в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) содержится указание на необходимость осуществления взаимодействия, направленного на развитие личности ребенка, между детьми и взрослыми, в том числе учителями. Помимо этого, в настоящее время наблюдается повышенный спрос на обучение иностранным языкам в дошкольном возрасте, однако специализированная подготовка к подобному виду деятельности в большинстве вузов практически не проводится. Цель статьи — подробно рассмотреть и описать особенности взаимодействия в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста и выявить на их основе знания, умения и навыки, необходимые для работы с этой возрастной группой. В результате анализа теоретической литературы были выявлены особенности взаимодействия с обучающимися дошкольного возраста на занятии по иностранному языку, на основе которых была предложена таксономия стратегий, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения иностранному языку дошкольников. Апробация методики их развития проводилась в двух группах студентов Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова в формате мастер-классов. Результаты исследования показали, что взаимодействие с дошкольниками имеет ряд особенностей, выделяющих эту группу обучающихся по сравнению с другими. Таким образом, будущие учителя иностранного языка должны овладеть целым рядом профессионально-коммуникативных навыков и умений для успешного осуществления подобного взаимодействия. Апробированный формат благотворно повлиял на умения будущих учителей иностранного языка взаимодействовать с дошкольниками на занятии, однако одного занятия было недостаточно для развития необходимых стратегий, знаний, умений и навыков.

Ключевые слова:
дошкольное образование, обучение детей дошкольного возраста, раннее обучение иностранному языку, взаимодействие, подготовка учителей иностранного языка, профессионально-коммуникативная компетенция, интеракция
Список литературы

1. Гусев Д.А. Основные иноязычные компетенции и особенности их формирования в дополнительном профессиональном образовании [Текст] / Д.А. Гусев, О.В. Флеров // Преподаватель ХХI век. — 2016. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnyeinoyazychnye-kompetentsii-i-osobennosti-ih-formirovaniya-vdopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii (дата обращения 31.01.2022).

2. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении [Текст] / А.А. Коренев // Rhema. Рема. — 2018. № 2. — С. 112–127. EDN: https://elibrary.ru/UTSFST

3. Михайлова А.М. Профессионально-коммуникативные задачи преподавателя иностранного языка (по результатам анализа должностных инструкций) [Текст] / А.М. Михайлова, А.А. Коренев // Moscow University Young Researchers Journal Languages, Cultures And Area Studies. — 2014. — № 3.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. — URL: https://pravobraz. ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogoobrazovaniya (дата обращения: 04.02.2022).

5. Bekleyen N. (2011). Can I Teach English to Children? Turkish Preservice Teacher Candidates and Very Young Learners. Journal of Early Childhood Teacher Education 3(32): 256–265.

6. Bovey T., Strain P. Promoting Positive Peer Social Interactions. Center on the Social and Emotional Foundations for Early Learning. URL: http://csefel.vanderbilt.edu/briefs/wwb8.pdf (accessed 13.02.2023)

7. Cambridge English, TKT Website: About the Test. (2022).Retrieved from https://www.cambridgeenglish.org/teachingenglish/teaching-qualifications/tkt/about-tkt

8. Černà M. (2015). Pre-primary English language learning and teacher education in the Czech Republic. In S. Mourão &M. Lourenço (Ed.), Early years second language education: International perspectives on theory and practice (pp. 165–176). Abingdon, Routledge.

9. Cortina-Pérez B., Andúgar A. (2021). Exploring the ideal foreign language teacher profile in Spanish preschools: teacher education challenges. Teachers and Teaching: Theory and Practice 8(27): 713–729.

10. Dings A. (2007). Developing Interactional Competence in a Second Language: A Case Study of a Spanish Language Learner. Dissertation Presented to the Faculty of the Graduate School of The University of Texas at Austin in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. The University of Texas at Austin.

11. Fojkar M.D., Skubic D. (2017). Pre-Service Teachers’ Beliefs about Foreign Language Learning: A Study of Three Different Teacher Training Study Programmes in Slovenia. CEPS Journal 4(7): 85–104. DOI: https://doi.org/10.26529/cepsj.365

12. Güven S., Cakir O. (2012). A Study on Primary School English Teachers' Self-Efficacy Beliefs. Eğitim ve Bilim 163(37): 43–52.

13. Jacoby J.W., Lesaux N.K. (2019). Supporting dual language learners in head start: Teacher beliefs about teaching priorities and strategies to facilitate English language acquisition. Journal of Early Childhood Teacher Education 2(40): 120–137.

14. Liao D. (2002). Lun Zhongguo youer yingyu jiaoyushi. Shanxi shifan daxue xuebao 11: 132–143.

15. Nunan D. (2015). Teaching English to Speakers of Other Languages. New York: Routledge.

16. Portiková Z. (2015). Pre-primary second language education in Slovakia and the role of teacher training programmes. InS. Mourão & M. Lourenço (Ed.), Early years second language education: International perspectives on theory and practice (pp. 177–188). Abingdon, Routledge.

17. Scharf R.J., Scharf G.J., Stroustrup A. Developmental Milestones // Pediatrics in Review. 2016, vol. 37, no. 1, pp. 25–38.

18. Sert O. (2019). Classroom Interaction and Language Teacher Education. In S. Walsh and S. Mann (Ed.), The Routledge Handbook of English Language Teacher Education (pp. 216–238). London: Routledge.

19. Stanton-Chapman T.L. (2015). Promoting Positive Peer Interactions in the Preschool Classroom: The Role and the Responsibility of the Teacher in Supporting Children’s Sociodramatic Play. Early Childhood Education Journal 43: 99–107.

20. Vancouver Coastal Health. (2016). Strategies to Encourage Peer to Peer Interactions in Early Childcare Settings

21. Walsh S. (2011). Exploring Classroom Discourse: Language in Action. New York: Routledge.

22. Young R.F. (2011). Interactional competence in language learning, teaching, and testing. In E. Hinkel (Ed.), Handbook of research in second language teaching and learning (pp. 426–443). London & New York: Routledge.

Войти или Создать
* Забыли пароль?