ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описаны дидактические проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при разработке технологий образования для устойчивого развития (ОУР). Выявление этих проблем и анализ путей их решения – один из вкладов Института содержания и методов обучения РАО в итоги Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития. В статье дана характеристика феномена экологизации содержания учебных предметов как основной формы реализации экологического образования для устойчивого развития (УР) в массовой школе. Рассмотрена эволюция подходов к экологизации предметного содержания общего образования в России за последние 20 лет в связи с существенными изменениями в содержании и структуре экологического образования. Дифференцированы относительно самостоятельные направления экологизации в общеобразовательной школе, которые сформировались в разное время, но сегодня сосуществуют и дополняют друг друга: природоохранное, классическое (научное), концептуальное (в интересах ОУР). Сделан вывод о том, что становление экологического образования для УР обострило ряд противоречий экологизации и породило новые. Это противоречия: между целями учебного предмета и целями экологического образования; между структурами научного знания, лежащего в основе учебных предметов, и еще не сформировавшимися структурами аспектного и интегрированного, естественнонаучно-гуманитарного экологического знания; между пониманием экологизации, как добавления к предметному содержанию дополнительного учебного мате- риала, и «сопротивлением» этому учебного предмета из-за исчерпания ресурса его объема и угрозы разрушения структуры и др. Игнорирование этих проблем может привести к имитации образования для устойчивого развития, его подмене образованием об устойчивом развитии, либо к непоправимым изменениям системности, структуры, логики предметного содержания. Выделены приоритетные тенденции развития технологии ОУР.

Ключевые слова:
образование для устойчивого развития, экологическое образование, экологизация учебных предметов, дидактические противоречия.
Текст

В нашей статье мы постарались обозначить проблемное поле реализации Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, которая была подготовлена в России Научным советом по проблемам экологического образования при Президиуме РАО и одобрена Президиумом РАО в 2010 г. [7]. Ее положения обобщили международные тенденции формирования нового вектора развития образования в XXI в. – образования для устойчивого развития, и были частично отражены в требованиях ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам образования.

Основной формой реализации экологического образования в массовой школе была и остается экологизация содержания учебных предметов. Процесс экологизации предметного содержания в общем образовании начался более пятидесяти лет назад, и обращение к этой теме вновь, на первый взгляд, кажется неактуальным. Между тем за последние двадцать лет произошли существенные изменения в содержании и структуре научного экологического знания. Зародившись как классическая наука, экология в конце XX в. вышла на новый, концептуальный, этап развития, уровень философского знания, раскрытия смыслов экологических императивов и создания на этой основе моделей взаимодействия социогенеза и развития биосферы. Сформировались новые социокультурные детерминанты развития экологического образования, связанные со стремлением мирового сообщества выработать единую стратегию мирового социально-экономического развития, направленную на сохранение экологического равновесия на Земле. Наметилась устойчивая тенденция к выходу экологического образования в естественнонаучно-гуманитарную область, в образование для устойчивого развития [11].

Список литературы

1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – С-Петербург: Изд-во РХГИ, 1997. – 464 с.

2. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся / С.М. Громбах. – М.: Медицина, 1988. – 272 с.

3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика / Ю.В. Громыко. – М.: Paideia, 1998. – 382 с.

4. Дзятковская Е.Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования / Е.Н. Дзятковская // Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 24–33.

5. Захлебный А.Н. Экологическое образование в общеобразовательной школе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Центр «Экология и образование», 1992. – 160 с.

6. Кавтарадзе Д.Н. Опыт преподавания курса «Имитационные игры по экологии и охране окружающей среды» / Д.Н. Кавтарадзе // Тез. докл. II конференции по экопсихологии. М.: РАО, 2000. – С.123–132.

7. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития. – raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf

8. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры / В.С. Леднев. – М.: Педагогика, 1980. – 264 с.

9. Мак-Кормак Э. Когнитивная теория метафоры / Э. Мак-Кормак // Теория метафоры. М., 1990. – 428 с.

10. Мамедов Н.М. Контекст экологического образования / Н.М. Мамедов // Непрерывное образование, 2012. – №2. – С.13–19.

11. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера /Н.Н. Моисеев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 88 с.

12. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.... д-ра пед. наук. – М., 1994.

13. Рыжаков М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: Дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1999. – 240 с.

14. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление / В.Н. Сагатовский // Системные исследования. Ежегодник. 1980. – М.: Наука, 1980. – 224 с.

15. Социально-экологический словарь – http://slovo-osetii.ru/content/view/408/1/

16. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования: сб. науч. ст. / под ред. Н.М. Мамедова. – М.: Ступени, 2003. – 241 с.

17. Щедровицкий П.К. Философия. Методология. Наука / П.К. Щедровицкий. – М.: Школа культурной политики, 1997. // Центр гуманитарных технологий. http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5484

18. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ / Кучменко В.С. Лукина Т.М. Федорова М.Л. Швец И.М. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.

19. Ягодин Г.А. Проблемы экологического образования / Г.А. Ягодин, Л.Т. Третьякова // Образование в области окружающей среды: сб. докл. III Всесоюз. конф. – Казань, 1990. – Т. 1. – С. 3–14.

Войти или Создать
* Забыли пароль?