Россия
УДК 37.014.53 Политика в области образования с социальной точки зрения, например, демократизация обучения
Современное состояние российской системы образования характеризуется поиском новых подходов и методов, отвечающих меняющимся интересам и приоритетам личности, общества и государства. Одной из предпосылок успеха является комплексный анализ предыдущего этапа. Цель настоящей статьи – проведение ретроспективного анализа программ развития образования, основанных на программно-целевом подходе, в части создания условий для развития социального партнерства в образовании. Для этого были изучены и обобщены немногие имеющиеся аналитические материалы, отражающие общие достижения и неудачи программ, а также был проведен сопоставительный анализ целевых показателей, имеющих отношение к социальному партнерству в образовании, четырех программ развития образования и открытых статистических данных. Полученные результаты проанализированы и наложены на «Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года», на основании чего была доказана необходимость межсекторного сотрудничества.
социальное партнерство в образовании, программно-целевой подход, программа развития образования, целевые показатели, индикаторы, преемственность
1. Газета «Коммерсантъ». «Осторожно, реформа!» 12.10.1997 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2285428 (дата обращения15.05.24).
2. Мельников И.И., Смолин О.Н. Концепция очередного этапа реформирования образования: рекомендации парламентских слушаний // Университетское управление: практика и анализ. – 1997. – № 3. – С. 3–15. EDN: https://elibrary.ru/HTNHWV
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901816019 (дата обращения 15.05.24).
4. Костюченко И.Ю. Государственное управление народным образованием Российской Федерации в условиях системных реформ 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2009. – № 4. – С. 108–115. EDN: https://elibrary.ru/KZDRBN
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 630 «О Федеральной целевой программе “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)”». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901796094 (дата обращения 15.07.24).
6. Морозова Г.В. Модернизация отечественной системы образования: итоги и оценки // Вестник ПАГС. – 2014. – № 5 (44). – С. 4–11.
7. Образование в Российской Федерации: статистический ежегодник. – М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b05_13/ Main.htm (дата обращения 15.05.24).
8. О реформировании российского образования: анализ ситуации, общественная дискуссия и первоочередные задачи. 14.04.2011 / Международный фонд социально-экономических и политологических исследований имени М. С. Горбачева. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gorby.ru/presscenter/news/ show_28465/ (дата обращения 15.05.24).
9. Модернизация системы образования в Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва. Проблемы и законодательное обеспечение. М.: Издание Государственной Думы, 2011. – С. 46.
10. Мишустин: Кадровый прогноз станет основой для определения контрольных цифр приема в вузы и колледжи // Российская газета от 31 мая 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/05/31/mishustin-anonsiroval-priem-v-vuzy-na-osnovekadrovogo-prognoza.html (дата обращения 15.05.24).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 годы». [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/901965035 (дата обращения 15.09.24).
12. Индикаторы образования: 2017 : статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др. Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2017. – С. 158.
13. Численность экономически активного населения в России в 1992–2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/ Stg/d01/06-01.htm (дата обращения 15.07.24).
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61«О Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы». [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/902264966 (дата обращения15.05.24).
15. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ labour_force (дата обращения 15.07.24).
16. Индикаторы образования: 2018 : статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В.Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2018. – 400 с.
17. Корнейчук Б.В. Оценка эффективности государственных программ развития образования // Университетское управление: анализ и практика. 2018. – № 5 (117). – С. 105–110.
18. Индикаторы образования: 2011 : стат. сб. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – 264 с.
19. Пояснительная записка к Отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/ iblock/a70/a70973e65f2a12b391d07e56032e8bc5.pdf (дата обращения 15.09.24).
20. Касьянов В.В., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 8–9. – С. 2–9.
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.06.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc 11772942395c6357491e784f/ (дата обращения 15.07.24)