Беогород, Белгородская область, Россия
В статье рассматривается использование цифровых средств в соответствии с дидактическими задачами развития исследовательского потенциала старшеклассников. Их осуществление подчинено идеям субъективности и субъектности, отражающим единый процесс развития личности обучаемого. Идея субъективности реализуется, если цифровые средства помогают школьнику сделать осознанный заказ на собственное движение в образовании, связанный с культурой выбора и соорганизацией различных образовательных предложений для собственной образовательной программы. Идея субъектности подразумевает приобретение школьником с помощью цифровых ресурсов и технологий опыта интеллектуальной самоорганизации, позволяющего ему переходить на более высокие ступени активности и самостоятельности. Оценку исследовательского потенциала с помощью цифровых средств предложено осуществлять на уровне прошлого – как общий ресурс природных и приобретенных в процессе становления личности исследовательских качеств, который обеспечивает их дальнейшее развитие; на уровне настоящего – как исследовательские качества, которые востребованы в конкретной культуротворческой ситуации; на уровне будущего – как «зону ближайшего развития», как исследовательские качества, которые в силу ряда причин оказались или оказываются неиспользованными и которые получат развитие в будущем при осуществлении познавательной деятельности. Автор представляет педагогические характеристики цифровых инструментов, служащих для оценки динамики развития исследовательских качеств личности с позиций культурогенеза, для характеристики проявлений эмоционального и когнитивного компонентов познавательной деятельности; для обеспечения осмысления старшеклассниками самодвижения в условиях получения новых знаний.
старшеклассники, электронные средства, исследовательский потенциал, творческое саморазвитие, субъективность, субъектность, учебные задания.
Современные цифровые технологии все чаще используются для обеспечения механизма оперативной передачи сообщений в условиях учебного поиска для возникновения исследовательского форума, разработки электронных форм с целью проектирования старшеклассниками индивидуальных маршрутов саморазвития, использования электронных учебных курсов с внешней и внутренней гипертекстовой организацией учебного материала, веб-квестов, подготовки и реализации учебного исследования с помощью программных комплексов, осуществления оперативного доступа к исследованию процессов в удобное время. Однако внедрение в практику обучения современных средств информационно-коммуникационных технологий требует осмысления способов их использования в решении различных дидактических задач.
При переходе к новым образовательным стандартам развитие исследовательских качеств личности старшеклассников в условиях профильного обучения становится одной из приоритетных задач. Актуально осмысление возможностей цифровых средств для обеспечения информационно-коммуникационного сопровождения развития исследовательского потенциала личности в процессе обучения.
Исследовательский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как:
- интегративное личностное образование, включающее совокупность образовательных научно-мировоззренческих ценностей, приобретенных в процессе учения и используемых для получения новых знаний;
- способ исследовательской деятельности;
- проявление творчества в исследовании (познании);
- специфический способ саморазвития сущностных сил, социализации и самоопределения.
Как интегративная характеристика личности старшеклассника исследовательский потенциал представляет собой динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков (интеллекта, сензитивности к новизне ситуации, исследовательской активности, коммуникативности), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений старшеклассником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимания себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.
1. Исаев И.Ф. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 236 с.
2. Бордовская Н.В. Методологический статус понятия «исследовательский потенциал студента» / Н.В. Бордовская // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2012. – №2 (26). – С. 99–120.
3. Исаева Н.И. Психологические механизмы развития научного потенциала личности в контексте культуротворческой модели / Н.И. Исаева. – Сборник материалов международной научно-практической молодежной конференции «Научный потенциал личности: концептуальные основания и технологический контекст» / отв. ред. Исаев И.Ф., Белозерцев Е.П. (Белгород, 29-30 марта). – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011. – С. 14–21.
4. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации / Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. – № 1 (15). – Режим доступа: http://psystudy.ru
5. Макотрова Г.В. Психологические условия информационно-коммуникационного сопровождения творческого саморазвития старшеклассников / Г.В. Макотрова, Т.В. Петрунова // Развитие одаренности в современной образовательной среде: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с межд. участием, Белгород, 2 октября 2012 г. в 2 ч. – Белгород: ГиК, 2012. – Ч. I . – С.110–114.
6. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику / Т.М. Ковалева // Педагогика. – №5. – 2013. – С. 51–56.
7. Cеливёрстова Е.Н. Концептуализация научных представлений о развивающей функции обучения: на пути к неклассической дидактике/ Е.Н. Cеливёрстова // Основные тенденции развития дидактики: инновационный потенциал дидактического знания: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М.–Ярославль: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – С.75–83.
8. Макотрова Г.В. Сеть Интернет ученику-исследователю: учеб. пособие / Г.В. Макотрова, Е.Н. Кролевецкая. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – 184 с.
9. Макотрова Г.В. Сеть Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Г.В. Макотрова. – Белгород: ЛитКараВан, 2010. – 276 с.
10. Граничина О.А. Технология оценки потенциала исследовательской компетенции поступающих в магистратуру/ О.А. Граничина, С.А. Езопова // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т.1. – 2010. – С. 305–312.
11. Мильман В.Э. Методика диагностики исследовательского потенциала / В.Э. Мильман. – Режим доступа: http://vsetesti.ru/450/
12. Шестернева Н.Н. Педагогическая диагностика исследовательского потенциала учащихся: экспериментальный опыт в архитектурном образовании / Н.Н. Шестернева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 5 (84). – С. 135–140.
13. Макотрова Г.В. Портфель достижений старшеклассника: учеб. пособие / Г.В. Макотрова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. – 111 с.