Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, Россия
Программа повышения квалификации разработана для педагогов, психологов, занимающихся проблемами выявления, поддержки и развития способностей интеллектуально одаренных учащихся и может быть реализована в учреждениях дополнительного профессионального образования
одаренные школьники, олимпиадное мероприятие, порядок и условия проведения олимпиад.
Президентом РФ в апреле 2012 года была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». В Концепции справедливо отмечается: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность». В Концепции содержатся две стратегические установки. Первая из них утверждает недопустимость селекционного подхода по принципу наличия или отсутствия одаренности у детей и подростков.
Вторая установка касается ответственности государства за предоставление каждому представителю молодого поколения возможностей для адекватного развития его дарований: акцент сделан не на отборе или выявлении особо перспективных молодых граждан, а на стимулировании роста творческого потенциала всего российского общества за счет максимальной самореализации каждого из его членов. По этому поводу в Концепции говорится: «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».
Современное образование ставит перед нами важнейшие задачи, одной из которых является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Неоднозначные подходы в организации деятельности педагогов определяются самим понятием «детская одаренность»: каждый ребенок по-своему одарен, и задача педагога заключается в раскрытии потенциала каждого ребенка. Для выявления категории детей, отличающихся от сверстников выдающимися способностями, педагогу необходимо организовать особую систему их обучения и воспитания.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. – 1998. – №4. – с.83.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. – 1998. – №3. – с.36.
4. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995. – №4. – с.73.
6. Вихарева О.А. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
7. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
8. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. – 1998. – №3. – с.84.
9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. – 1989. – №6. – с.29-33.
10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М., Просвещение, 1989. – 160 с.
11. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
12. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
14. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.- АСОУ, 2011-260 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
16. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
17. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000
18. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991. – №1.– с.27.
19. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. – 1996. – №3. – с.34.
20. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. – 1996. – №1. – с.97.
21. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997. – №1. – с.59.
22. http://www.rosolymp.ru