Россия стала обществом, основанном на знаниях. Единая образовательная среда как средство непрерывного образования необходима для формирования у учащихся опыта образования и развития через различные источники получения новых знаний, привычки учиться и понимания личной необходимости в образовании длиной и шириной во всю жизнь. В статье предлагается модель такой образовательной среды.
единая образовательная среда, непрерывное образование, интеграция формального, неформального и информального образования, воспитание активной жизненной позиции.
Какой выпускник добивается наибольших успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учебы в школе научился учиться и имеет стремление развиваться и учиться дальше.
По оценке экспертов через 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет. Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо учиться в течение всей жизни!
Объективная реальность такова, что информация, знания и умения устаревают во всех сферах человеческого общества, поэтому цель современного педагогического сообщества – воспитание у учащихся активной жизненной позиции, привычки учиться, стремления к постоянному саморазвитию, потому что только эти качества дают возможность достойного существования в жизни.
Как прививать учащимся вкус к учению и дать понять, что только те люди живут насыщенной и интересной жизнью, которые постоянно поднимают планку личных достижений, готовы учиться и развиваться всю жизнь? Считаю, конечно, школьные учителя-предметники должны погружать учащихся в систему непрерывного образования. Для этого необходимо сформировать такую образовательную среду, в которой учащиеся могут научиться учиться не только на уроках и не только по учебникам. Единая образовательная среда как средство непрерывного образования необходима для формирования у учащихся опыта образования и развития через различные источники получения новых знаний, привычки учиться и понимания личной необходимости в образовании длиной и шириной во всю жизнь.
Cистема гармоничной интеграции образования К формальному образованию относится классно-урочная система. В качестве неформального образования учащимся предлагается экскурсионно-туристическая деятельность в структурном подразделении неформального (дополнительного) образования «Клубе любителей путешествий», основная идея «Клуба» – организация экскурсий, походов и путешествий как средство расширения кругозора, воспитания активной жизненной позиции и потребности в здоровом образе жизни. Информальное образование по географии осуществляется посредством проектной деятельности, использования Интернет-ресурсов, проведения систематических геополитинформаций по материалам СМИ о текущих явлениях и событиях современной жизни (рис.).
1. Курбатова, Е.Е. Авторская модульная программа структурного подразделения дополнительного образования средней образовательной школы «Клуб любителей путешествий» для учащихся 5-10 классов/ Е.Е.Курбатова //Образовательный потенциал: материалы Международной ярмарки образовательных технологий. 26 декабря 2011 г. Гл. ред. А.Н. Ярутова. Чебоксары: Учебно-методический центр. – 2011. – С. 440.
2. Курбатова, Е.Е. Организация структурного подразделения дополнительного образования «Клуб любителей путешествий» в средней общеобразовательной школе/ Е.Е.Курбатова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2012 . – №4. – C. 171.
3. Курбатова, Е.Е. Клуб любителей путешествий – неформальное структурное подразделение в рамках непрерывного географического образования/ Е.Е.Курбатова // Профильная школа. – 2012. – №5. – C. 24.
4. Курбатова, Е.Е. Использование в учебном процессе информации о текущих событиях в стране и мире/ Е.Е. Курбатова // География в школе. – 2012. – №10. – C. 48.
5. Курбатова, Е.Е. Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся/ Е.Е.Курбатова // География в школе. – 2013. – №2. – C. 40.
6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза: офиц. текст.– М.: Наука, 2011. – 40 с.
7. Образование в меняющемся обществе. Заключительный документ встречи министров образования "Большой восьмерки": офиц. текст. – Токио: Хасимото, 2000 . – 39 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения : офиц. текст.– М.: Просвещение, 2011. – 42 с.