РОЛЬ КАРТИНЫ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Связная речь имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование важных личностных качеств. Использование картинного материала в коррекционной работе оказывает положительное влияние на развитие связной речи.

Ключевые слова:
связная речь, коррекционный процесс, рассказывание по картине, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям, средство умственного развития.
Текст

Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в коррекционном процессе. Обучение связной речи одновременно является и целью, и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств, таких как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность, направлено на коррекцию компонентов речевой системы. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи.

Особую категорию детей представляют дети с общим недоразвитием речи. По мнению В.П. Глухова, такие дети испытывают значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи, что обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы — фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью1.

Одним из средств развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня (далее ОНР) является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для визуализации речевого материала. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах [1].

________________

1 Глухов В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2006.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.

3. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики [Текст] / В.П. Глухов. — М., 2007.

4. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. — М., 2006.

5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. — М.: КомКнига, 2007.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. — М., 1986.

7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999.

8. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Лебедева. — СПб., 2009.

9. Рубинштейн С.Л. Общая психология [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000.

10. Смирнова Е.А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников [Текст] / Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова. — М., 1987.

11. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст]: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. — М., 2006.

12. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Владос, 2004.

13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Войти или Создать
* Забыли пароль?