Орел, Орловская область, Россия
В статье осуществляется анализ интертекстуальных связей новеллы И.С. Тургенева «Стучит» с другими рассказами писателя. Определяется место рассказа в цикле «Записки охотника» и творчестве писателя в целом. Выявляются ключевые темы и символы, определяющие специфику мировидения писателя. Утверждается мысль о глубинной связи образа стука у Тургенева с поиском смысла, тайны собственного существования. Раскрывается роль мифопоэтической традиции в создании системы речевых образов рассказа, в развитии идеи параллельного существования с земным миром мира иного. Разбирается вербальное и невербальное поведение персонажей, дается оценка взаимоотношений крестьян и помещиков с позиции теории эго-состояний Эрика Берна.
Тургенев, крепостные крестьяне, интертекст, символ, дейксис, фабула, сказка, проспективный, диалог, Эрик Берн.
Героиня сериала Unsere Mütter, unsere Väter медицинская сестра фронтового немецкого госпиталя Чарли застает русскую санитарку Тоню за чтением «Записок охотника» И.С. Тургенева. Происходит характерный диалог: «Про что это?» — «Бедные люди при царе Николае: они были рабы, господа делали с ними, что хотели… Мы плохо обращаемся со своими людьми» — «Мы, немцы, тоже…»
Этот пример свидетельствует, с одной стороны, о сложившихся за полтора века определенных стереотипах восприятия «Записок охотника» (в социально-обличительном и национальном русском ключе), с другой — о том, что образы Тургенева могут приобретать значение универсальных моделей оценки поведения людей, независимо от социальных, национальных и временных координат.
Борис Зайцев пишет: «Записки охотника — это поэзия, а не политика» [4, с. 193]. Леонид Гроссман полемически заостряет вопрос: «Значение темы крепостничества в “Записках” было чисто композиционным» [1, с. 12]. Однако это не так, или не совсем так. Сам Тургенев говорил о воздействии «главной мысли, владевшей тогда автором» [7, с. 604] на определение характера и состава рассказов, включенных им в первое собрание «Записок охотника» (издания 1852 г.). Здесь имеется в виду антикрепостническая направленность книги, из-за отсутствия которой не был закончен ряд уже начатых рассказов. Об этом Тургенев пишет в предисловии к изданию «Записок» 1874 г., а также в письме к Я.П. Полонскому от 26 ноября/8 декабря 1873 г., указывая на то, что заготовлено было около тридцати рассказов, из которых было закончено и опубликовано только 22 [7, с. 603].
1. Антонов С.П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах [Текст] / С.П. Антонов. — М.: Советский писатель, 1975.
2. Барсукова О.М. Образ водного пространства в произведениях И.С.Тургенева [Текст] / О.М. Барсукова // Русская речь. — 2002. — № 5.
3. Барсукова О.М. Мотив тумана в прозе И.С. Тургенева [Текст] / О.М. Барсукова // Русская речь. — 2002. — № 3.
4. Зайцев Б. Далекое [Текст] / Б. Зайцев. — М.-СПб., 1991.
5. Ребель Г. Голос из темноты. «Живые мощи» И.С. Тургенева [Текст] / Г. Ребель // Вопросы литературы. — 2008. — № 6.
6. Соллогуб В.А. Воспоминания [Текст] / В.А. Соллогуб. — М., 1998.
7. Топоров В.Н. Странный Тургенев [Текст] / В.Н. Топоров. — Вып. 20. 1998.
8. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах [Текст] / И.С. Тургенев. — Т. 4. — М.-Л., 1963.
9. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах [Текст] / И.С. Тургенев. — Т. 8. — М.-Л., 1964.
10. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах [Текст] / И.С. Тургенев. — Т. 9, 10. — М.-Л., 1965.
11. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах [Текст] / И.С. Тургенев. — Т. 13. — М.-Л., 1967.
12. Харитонов Е.В. Эти страшные истории (Фантастика И.С. Тургенева) [Текст] / Е.В. Харитонов // Библиография. — 1995. — № 1.