ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ! РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И НАУКОЙ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Р.М. НИЖЕГОРОДЦЕВА И С.Д. РЕЗНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновываются новые социально-экономические условия функционирования высших учебных заведений. Дается обзор глав коллективной монографии «Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы и перспективы», которая посвящена анализу современного состояния и тенденциям развития системы высшего профессионального образования и системы подготовки и аттестации научных кадров. Работа выполнена коллективом ученых России, Украины, Литвы и Польши, адресована специалистам, исследующим проблемы высшего профессионального образования и системы подготовки и аттестации научных кадров.

Ключевые слова:
высшее образование, научная деятельность, управление, менеджмент, высшее учебное заведение
Текст

Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: монография / под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2015.

Монография «Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы и перспективы» [1] посвящена научным проблемам, актуальность которых определяется изменениями в системе высшего профессионального образования и в системе подготовки и аттестации научных кадров.

Достаточно логично представленные в монографии материалы – результат серьезных и длительных исследований ученых разных регионов России, Польши, Украины, Литвы.

Предлагаемое научное издание рассматривает состояние, закономерности функционирования, возможности и перспективы развития системы высшего профессионального образования и науки. Решение проблем повышения эффективности управления высшим образованием и наукой видится в разработке авторами новых и совершенствовании существующих структур, механизмов и моделей управления вузами, факультетами, научными структурами, цель которых – повышение эффективности и надежности функционирования таких систем.

Монография состоит из двух разделов, включающих 31 главу. Первый раздел монографии посвящен проблемам повышения эффективности менеджмента в высших учебных заведениях. 

Актуальность проблем, раскрытых в главах этого раздела, обусловлена новыми социально-экономическими условиями:

  • необходимостью интеграции российского образования в мировой образовательный процесс.
  • значительным ужесточением порядка лицензирования, аттестации и аккредитации вузов в связи с развитием негосударственного образования;
  • изменившимся качественным составом студентов, широким использованием обучения на платной основе;
  • ростом значения и объемов научных исследований на кафедрах, возрастанием требований к качеству НИР, повышением роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений;
  • возрастанием необходимости укрепления взаимодействия с предприятиями и организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти и др.

Ряд глав монографии первого раздела «Менеджмент в высших учебных заведениях» посвящен таким глобальным аспектам, как институциональные основания инвестиционных процессов в сфере высшего образования, управление рынком образовательных услуг, управление инвестициями в образование, роль национальных исследовательских университетов и др. Ранее идеи авторов были раскрыты в научных публикациях [2–6].

В контексте изменений, происходящих в последние годы в системе высшего профессионального образования, авторы монографии охватили проблемы управления конкурентоспособностью вузов, развития управленческого потенциала, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, повышения конкурентоориентированности и конкурентоспособности российского студенчества, управления системой развития предпринимательского потенциала студенческой молодежи.

Ряд глав данного раздела (глава 9 «Развитие управленческого потенциала в системе высшего профессионального образования», глава 10 «Деканский корпус высшей школы: анализ и перспективы», глава 13 «Конкурентоориентированность и конкурентоспособность российского студенчества: вызовы времени») подготовлен на основе специальных исследований, проведенных авторами по заданию Минобрнауки России в рамках выполнения проектов:

  • Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений (2006–2007 гг.), № гос. рег. 01200603693.
  • Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом – ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса (2008 г.), № гос. рег. 01200803321.
  • Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением (2010–2012 гг.) № гос. рег. 01201061657.
  • Разработка инструментария и практических рекомендаций по конкурентоориентированию студенческой молодежи, повышению на этой основе конкурентоспособности на рынке труда выпускников высших учебных заведений России (2012–2013 гг.) № гос. рег. 01201253649.

Идеи авторов, изложенные в этих главах монографии, ранее были опубликованы в научных статьях [7–17] и монографиях [18–23].

Отдельно следует отметить материалы главы «Руководитель-женщина в сфере образования: система формирования, использования и развития управленческого потенциала». Автор отмечает, что происходящие в стране социально-экономические преобразования и структурная перестройка общественных отношений диктуют необходимость пересмотра теоретико-методологических подходов к использованию женской рабочей силы. В частности, речь идет о всестороннем использовании и развитии управленческого потенциала женщин в тех сферах профессиональной деятельности, которые считаются «женскими» исходя из статистики занятых в них мужчин и женщин. Среди таких сфер деятельности можно выделить сферу высшего образования. Системное формирование, реализация и развитие управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях требует специальных знаний и научных исследований. Применительно к использованию труда женщин-руководителей в системе внутривузовского управления целесообразно постепенно переходить к новой стратегии – целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры на основе системного консультирования с учетом личных особенностей. Данные идеи более полно представлены авторами в монографиях и научных статьях [24–28].

Во втором разделе «Менеджмент в процессах подготовки и аттестации научных кадров» раскрываются проблемы в системе подготовки и аттестации научных кадров. 

Важность решения этих проблем связана с кардинальными изменениями в системе аттестации научных кадров, а именно с:

  • реструктуризацией сети диссертационных советов;
  • созданием новой номенклатуры специальностей научных работников;
  • утверждением новых нормативных документов, регулирующих систему аттестации научных кадров, которые предъявляют новые, более жесткие требования к качеству диссертационных работ и к работе диссертационных советов.

В этом разделе особый интерес для научных работников представляют главы, в которых приведены результаты специально проведенных по заданию Минобрнауки России исследований эффективности функционирования аспирантуры российского университета, качества научного руководства аспирантами и докторантами, экономических затрат в сфере управления процессами подготовки и аттестации научных кадров. 

Ряд глав данного раздела (глава 19 «Проблемы и перспективы управления процессами подготовки и аттестации научных кадров», глава 22 «Новые условия, новая нормативная база и методическое обеспечение диссертационного менеджмента», глава 24 «Кто и как руководит аспирантами: результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов», глава 26 «Эффективность аспирантуры российского университета: сравнительные результаты мониторинга аспирантов и их научных руководителей», глава 27 «Мониторинг деятельности студентов, ориентированных на поступление в аспирантуру», глава 29 «Методологические подходы к оценке эффективности и путей подготовки докторов наук в вузах России», глава 31 «Об экономической оценке затрат в сфере управления процессами подготовки и аттестации научных кадров») подготовлен на основе исследований, проведенных авторами по заданию Минобрнауки России и Российского гуманитарного научного фонда в рамках выполнения проектов:

  • Система и механизмы управления повышением эффективности аттестации научных кадров России (2009–2011 гг.) № гос. рег. 01200951279.
  • Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности (2010–2012 гг.) № гос. рег. 01201062942.
  • Экономическая оценка затрат в сфере управления процессами подготовки и аттестации научных кадров (2013–2014 гг.) № гос. рег. 01201363012.

Ранее идеи, представленные в данной главе монографии, были опубликованы авторами [29–41], а также развивались ими в отдельных журнальных статьях [42–49]. 

Среди достоинств работы также следует отметить следующие. 

Научно-практическая направленность монографии позволяет рассматривать ее как комплексное обобщение проблем управления в системе высшего профессионального образования и сфере подготовки и аттестации научных кадров, раскрывающее актуальность, глубину рассматриваемых вопросов, возможность и важность их дальнейшего исследования.

С положительной стороны можно охарактеризовать логическую последовательность представленных разделов, каждый из которых является достаточно завершенным и связанным с другими разделами работы.

К методическим особенностям данной работы можно отнести: системный подход к разрешению поставленных проблем; доступный и в то же время доказательный стиль изложения; наличие иллюстрированного материала.

Благодаря тщательно продуманной структуре текста, большому количеству примеров из реальной практики и простоте стиля изложения, данная монография будет полезна широкому кругу читателей: преподавателям, аспирантам, студентам, всем читателям, которых интересуют вопросы развития этой важнейшей области знаний.

Список литературы

1. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 400 с

2. Горидько Н.П. Современный экономический рост: теория и регрессионный анализ [Текст]: монография / Н.П. Горидько, Р.М. Нижегородцев. – Новочеркасск: Наука – Образование – Культура, 2011. – 343 с.

3. Нижегородцев Р.М. Проблема неблагоприятного отбора и современная институциональная экономика [Текст] / Р.М. Нижегородцев, Д.И. Ярославская // Журнал экономической теории. – 2007. – № 4. – С. 18–40.

4. Нижегородцев Р.М. Стратегия инновационного прорыва для России [Текст] / Р.М. Нижегородцев // Экономические стратегии. – 2008. – Т. 10. – № 1. – С. 28–37.

5. Резник Г.А. Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза [Текст] / Г.А. Резник // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1. – С. 377–379.

6. Неретина Е.А. Структурное построение и механизм управления государственным высшим учебным заведением [Текст]: монография / Е.А. Неретина, Г.А. Федоренко. – Саранск: Мордовский госуниверситет, 2008. – 185 с.

7. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 106.

8. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 57–61.

9. Еремкин А.И. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы [Текст] / А.И. Еремкин, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 2. – С. 96–101.

10. Резник С.Д. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Университетское управление: практика и анализ. – 2012. – № 3. – С. 74–80.

11. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 3. С. 46–52.

12. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, А.А. Сочилова // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 3 (47). – С. 399–402.

13. Резник С.Д. К проблеме конкурентоориентирования студентов высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова // Экономическое возрождение России. – 2012. – № 1. – С. 18–26.

14. Резник С.Д. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России [Текст] / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2. – С. 345–349.

15. Резник С.Д. Конкурентоориентирование студентов: состояние и опыт управления процессом [Текст] / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 5. – С. 67–73.

16. Резник С.Д. Личная конкурентоспособность студента [Текст] / С.Д. Резник, А.А. Сочилова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 408–416.

17. Резник С.Д. Интенсивное содействие экономической самостоятельности, конкурентоориентированности и трудоустройству студентов: опыт выпускающей кафедры высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 3. – С. 43–53.

18. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2003. – 452 с.

19. Резник С.Д. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова. – Пенза: ПГУАС, 2011. – 163 с.

20. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 204 с.

21. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 2352 с.

22. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи [Текст]: монография / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова, А.А. Сочилова; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 292 с.

23. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.

24. Резник С.Д. Гендерный менеджмент: женщины в управлении [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

25. Резник С.Д. Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // ЭКО. – 2006. – № 3. – С. 125–136.

26. Макарова С.Н. Профессиональная подготовка женской части студенчества к активному продвижению в бизнесе и структурах управленческой деятельности [Текст]: монография / С.Н. Макарова, С.Д. Резник. – Пенза: ПГУАС, 2012. – 147 с.

27. Резник С.Д. Профессиональная подготовка молодежи: смогут ли студентки стать менеджерами? [Текст] С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Народонаселение. – 2003. – № 1 (19). – С. 060–073.

28. Макарова С.Н. Гендерные особенности профессиональной подготовки студентов к трудовой деятельности [Текст] / С.Н. Макарова // Женщина в российском обществе. – 2011. – № 2. – С. 69–78.

29. Аристер Н.И. Ориентиры и механизмы повышения эффективности государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография / Н.И. Аристер, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина. – Пенза: ПГУАС, 2011. – 344 с.

30. Резник С.Д. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах [Текст] / Н.И. Аристер, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 256 с.

31. Резник С.Д. Аспирант вуза технологии научного творчества и педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 520 с.

32. Резник С.Д. Научное руководство аспирантами [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 477 с.

33. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 347 с.

34. Резник С.Д. Как повысить шанс получить высокую оценку диссертационной работы: кого и почему приглашают в ВАК [Текст] / С.Д. Резник // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 6. – С. 51–58.

35. Резник С.Д. Диссертационный менеджмент в России: процессы подготовки и аттестации научных кадров как объект управления [Текст] / С.Д. Резник // Университетское управление: практика и анализ. – 2012. – № 5 (81). – С. 69–77.

36. Аристер Н.И. Эффективность аттестации научных кадров: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Н.И. Аристер, С.Д. Резник // Экономическое возрождение России. – 2011. – № 2. – С. 175–192

37. Резник С.Д. Становление системы подготовки научно-педагогических кадров в России [Текст] / С.Д. Резник // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 1. – С. 74–79.

38. Резник С.Д. Кто и как руководит аспирантами. результаты мониторинга деятельности научных руководителей [Текст] / С.Д.Резник, С.Н. Макарова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 8. – С. 65–72.

39. Резник С.Д. Новые условия и новая нормативная база диссертационного менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А.Сазыкина // Экономика образования. – 2013. – № 1. – С. 124.

40. Резник С.Д. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, Е.С. Джевицкая, С.Н. Макарова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 236 с.

41. Резник С.Д. Эффективное научное руководство аспирантами [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 152 с.

42. Резник С.Д. Как представить свою диссертацию: повышение роли автореферата при оценке качества диссертации [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 2. – С. 48–53.

43. Резник С.Д. Заключение диссертационного совета по защищенной диссертации: почему его нередко возвращают в советы и делают по нему серьезные замечания [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 6. – С. 100–106.

44. Резник С.Д. О роли и репутационной ответственности оппонентов диссертационных работ [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11-2 (43). – С. 160–165.

45. Резник С.Д. О качестве защиты и экспертизы диссертационных работ [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 11 (39). – С. 64–70.

46. Резник С.Д. Докторант вуза: диссертация, подготовка к защите, личная организация [Текст]: практическое пособие / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.

47. Резник С.Д. Пути повышения качества защиты и экспертизы диссертационных работ. Всероссийская научно-практическая конференция [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. № 1. – С. 100–106.

48. Резник С.Д. О методической готовности исследователя к работе над докторской диссертацией [Текст] / С.Д. Резник, И.С.Чемезов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – № 5. – С. 86–91.

49. Резник С.Д. Опыт разработки и использования еженедельника аспиранта как инструмента личной организации [Текст] / С.Д. Резник, И.С.Чемезов // Инженерный вестник Дона. – 2015. – Т. 35. – № 2-1. – С. 52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?