ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются проблемы повышения качества подготовки управленцев. Выявляются ключевые компоненты новой парадигмы управленческого образования и факторы, влияющие на ее формирование. Предлагаются инновационные подходы к построению трансдисциплинарных программ подготовки управленцев и формированию у них политического навыка.

Ключевые слова:
качество образования, парадигма управленческого образования, политический навык, трансдисциплинарная программа
Текст

В России, как и в других странах с высокоразвитыми системами образования, в первом десятилетии XXI в. прочно утвердилось понимание того, что экономическое и социальное будущее страны в значительной степени зависит от уровня и качества образованности ее населения. На фоне стремления к совершенствованию качества высшего образования возникла потребность в развитии новой образовательной политики, адекватной особенностям современной экономической среды. На смену прежним приоритетам, характерным для периода перестройки экономики, пришли иные формы функционирования и регулирования высшего образования. В нем возникло новое понятие «структурированные рынки возможностей», включающее в качестве основного элемента стремление к конвергенции для формирования более гибкой и легче регулируемой сети государственных вузов.

Помимо образовательной политики и доминирующих векторов в ее развитии значительные изменения в первом десятилетии XXI века претерпели рынки высшего образования. Они усилили направленность на дифференциацию целей и задач, поиск альтернативных путей доступа к высшему образованию, вплоть до создания систем массового открытого образования, которые интенсивно развиваются в наши дни. Несмотря на то что поставщики образовательных услуг разных стран, ориентированные на открытый доступ к образованию, пока не получают должной финансовой отдачи от своей деятельности, они расширяют фронт работ по созданию систем массового открытого образования, поскольку видят в них большой потенциал для повышения социальной и экономической мобильности общества и экономического развития своей страны. 

В целом, в мире идут процессы конвергенции национальных концепций высшего образования, требующие от стран сближения их образовательных систем с формирующейся общей концепцией, для которой характерны акценты на глобальном характере высшего образования, развитии мобильности студентов, преподавателей и ученых, динамичных изменениях вузов в соответствии с запросами рынка труда. Происходящие изменения по-разному затрагивают направления подготовки в высшей школе, влияя в наибольшей степени на социально-экономические и управленческие направления и заставляя по-новому осмысливать их концептуальную составляющую. 

В связи с этим возникает проблема создания новой парадигмы управленческого образования, нацеленной на инновационные изменения в подготовке менеджеров. Ориентирами в этой подготовке должны стать способность действовать в условиях высокой неопределенности и понимать взаимосвязь различных видов и сфер профессиональной деятельности управленцев с экономическими результатами деятельности предприятий, а также способность воспринимать инновации и работать в глобальной среде и международных проектах.

Формирование этих качеств обеспечивается не столько компетенциями, существующими во ФГОС, сколько перспективными компетенциями, поэтому в новой парадигме управленческого образования должны быть учтены прогнозируемые тенденции в развитии высшего образования. В частности, необходимо принять во внимание результаты выполнения проекта «Форсайт вузов 2030: как собрать новое университетское образование», в котором принимали участие представители Агентства стратегических инициатив и Сколково. 

Разработчики проекта предсказывают в ближайшее десятилетие существенные изменения модели профессиональной деятельности преподавателей и приоритетов в целях высшего образования под давлением внешних обстоятельств. 

Эти изменения будут определяться рядом ключевых трендов: 

  • глобализацией экономических процессов;
  • нарастающей кооперацией образования и науки, ростом ориентации вузов на запросы экономики и общества;
  • нарастающей цифровизацией образовательного и научного контента;
  • развитием новых моделей координации общества, трансляции ценностей и оценки заслуг. 

Под влиянием этих трендов в парадигме управленческого образования необходимо проанализировать грядущие изменения, вызванные существенными изменениями технологий и освоением новых возможностей глобальными лидерами образовательного рынка. Необходимо также принять во внимание ключевые тренды в развитии управленческой науки, методов обучения и организации учебного процесса и в процессах саморазвития студенческого сообщества, появления у него новых ценностей и интересов. 

Предлагаемая обобщенная структура взаимосвязи факторов, влияющих на формирование новой парадигмы управленческого образования, приведена на рисунке 1. 

 Рис. 1. Обобщенная структура взаимосвязи факторов, влияющих на формирование новой парадигмы управленческого образования

Несомненно, что в парадигме управленческого образования необходимо будет также учесть растущую интеллектуализацию задач менеджеров, предполагающую готовность действовать на опережение в условиях существенных изменений содержания задач профессиональной деятельности, беспрецедентной неопределенности и прогнозируемых рисков. Менеджер будущего должен обладать способностями к решению управленческих задач в условиях интенсивного наращивания новых знаний, расширения спектра используемых технологий и связей с бизнесом в условиях сотрудничества и массового обмена информацией. В число компетенций управленца в ближайшем будущем войдут способности к осмыслению различных, нередко противоречивых данных для выявления тенденций и создания собственного подхода к решению управленческих задач, способности к организации и управлению инновационными процессами, готовность к предвидению рисков и последствий управленческих решений. 

Уже сегодня профессиональные компетенции многих управленцев, заложенные во ФГОС и профессиональных стандартах, актуализируются в режиме непрерывного образования, которое в ближайшем будущем станет решающим фактором успеха профессиональной деятельности управленца, формирующим его готовность действовать на опережение на основе приоритетного развития прогностических и аналитических функций. На помощь профессиональной интуиции и опыту должны прийти способности к структурированию и эффективному использованию больших баз данных, содержащих массивы информации об управляемых процессах. Будущему управленцу также необходимы способности к обоснованному оцениванию технико-экономических показателей новых технологий для продвижения технологических инноваций и их внедрения в работу предприятий.

В разработке новой парадигмы управленческого образования необходимо учесть нарастающую глобализацию образования и науки, проявляющуюся в росте мобильности студентов, ученых и преподавателей, развитии международных партнерств, увеличении импорта и экспорта образования и научных исследований. В ней должна найти свое место нарастающая ориентация вузов на запросы экономики и общества, отражающаяся в повышении прагматичности получаемых знаний, умений и навыков, необходимых для формирования компетенций. 

В новой парадигме необходимо также отразить усиление роли полидисциплинарных подходов в образовании, заложенных задачами формирования компетенций, с последующим грядущим переходом к трансдисциплинарным программам подготовки управленцев, нацеленным на формирование целостного восприятия задач управления в контексте реальной экономической ситуации и развитие способностей к принятию комплексных управленческих решений.

Идеи создания трансдисциплинарных программ появились во многих сферах образования, таких как экономика, медицина, биологические науки или инженерные науки в конце 90-х гг. (см. подробнее: The Academy of Transdisciplinary Learning and Advanced Studies (TheATLAS)). Сегодня трансдисциплинарные программы реализуются в десятках университетов США (Техасский университет, Университет Клермонта, Университет Северной Каролины и т.д.), а также в университетах Польши, Германии, Испании, Румынии и ряда других стран. 

В педагогической и научной литературе выделяют три термина по отношению к характеру взаимодействия содержательных элементов в образовательных программах: междисциплинарный, полидисциплинарный или трансдисциплинарный характер. Хотя эти три термина сходны по звучанию, они имеют принципиальные отличия по своему наполнению. Для междисциплинарного подхода к построению содержания программ обучения характерна ситуация, когда одна дисциплина находит в другой дисциплине сходные предметные элементы и допускается прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Полидисциплинарный подход, иными словами, мультидисциплинарный подход, предполагает тесное переплетение трех и более «моно»-дисциплин, которые взаимодействуют друг с другом на междисциплинарном уровне и допускают, хотя не всегда в полной мере, возможность прямого переноса методов исследования из одной дисциплины в другую. 

Трансдисциплинарный подход не сводится ни к «моно»-дисциплинарному характеру построения содержания образовательных программ, ни к «меж»-дисциплинарным взаимодействиям, хотя включает их как непременные составляющие. Трансдисциплинарность использует свою картину мира, свои конструкты в рамках специальной методологии исследования, свои принципы и методы научного исследования. Благодаря комплексному восприятию различных областей знаний, трандисциплинарность обеспечивает у обучаемых системное видение картины мира, формирующее у выпускников целостность и готовность к системному прогнозированию и изменениям. 

Обращаясь к результатам выполнения проекта «Форсайт вузов 2030: как собрать новое университетское образование», можно смело утверждать, что прогнозируемые компетенции будущего могут быть сформированы только на основе трансдисциплинарных программ обучения. Таким образом, трансдисциплинарный подход выводит сотрудничество и синтез дисциплин на уровень, необходимый для реализации компетенций будущего, формирование которых должно вестись комплексно вне дисциплинарных границ.

Компетентностный подход, заложенный во ФГОС в наши дни, ошибочно часто связывают с междисциплинарностью, хотя из рассмотренных выше трактовок трех терминов следует, что в рамках компетентностного подхода речь должна идти о построении полидисциплинарных модулей, структурированных вокруг компетенций. Эти модули могут объединять как части дисциплин, так и целые дисциплины, задавая новую структуру управленческого образования. Поскольку темп интеграции дисциплин постоянно растет, их структурирование со временем потребует новой методологии, ориентированной на идеи трансдисциплинарности. Таким образом, при определении долгосрочных векторов развития управленческого образования необходимо обращение к трансдисциплинарным образовательным программам, являющимся интегративными принципиально новыми способами построения содержания образования в XXI в.

Из рассмотренных выше трендов, определяющих приоритеты в развитии менеджмента, вытекают направления модификации парадигмы управленческого образования. К этим направлениям следует отнести ориентацию на целостную систему непрерывного образования менеджера, развитие навыков самообучения и самоорганизации, постепенный переход от полидисциплинарных к трансдисциплинарным программам и принципам организации учебного процесса, развитие профессиональной интуиции и гибкого профессионального мышления. 

В новой парадигме следует также учесть, что в работе современного управленца выходят на первый план такие качества, как чувство контекста, опора на аналитику, прогнозы и форсайты, а также совокупность «мягких» навыков (soft skills) и концептуального мышления. В состав «мягких» навыков входят те качества управленца, которые помогают ему осуществлять коммуникации, организовывать свою собственную работу и работу других людей, эффективно взаимодействовать с руководством и с подчиненными для решения общих задач. Как правило, к ним относят навыки самоорганизации, командной работы, деловых и корпоративных коммуникаций, этические навыки и «профессиональное чутье».

В рамках новой парадигмы управленческого образования важно определить совокупность методов обучения, формирующих планируемые изменения в подготовке управленцев. Сводить все многообразие перечисленных требований к менеджеру XXI в. к разговорам о креативном образовании – значит существенно обеднять эффекты планируемых нововведений. При введении инноваций в методы обучения некоторые педагоги обращаются к технологическим новшествам в образовании по менеджменту, базирующимся на интернет-технологиях и других новых медиа-технологиях, создании виртуальных сообществ и продвижении дистанционного обучения. Хотя нет никаких гарантий в том, что эти новшества способствуют развитию творческого потенциала управленцев. 

Другие педагоги видят потенциал развития методов обучения в кардинальном переосмыслении приоритетов в образовании по менеджменту в XXI в. Среди инноваций следует отметить повышенный интерес к формированию политических навыков, являющихся залогом высокой коммуникабельности, которой часто пренебрегают в формировании компетенций менеджера. В классической трактовке принято считать, что коммуникабельность сводится к способностям слушать собеседника и убеждать его, умениям выступать публично, ясно и четко излагать свои мысли в устной и письменной формах, вести деловую переписку с разными категориями людей, общаться и дискутировать на разные темы и т.д. Из приведенного списка ясно, что этот термин достаточно многогранен, поэтому специалисты в области образования по менеджменту предпочитают использовать специальный термин «политический навык», четко выделяющий именно тот набор коммуникативных качеств менеджера, который необходим для его успешной работы в современных условиях.

На самом общем уровне политический навык трактуется как уникальная форма социальных навыков, на основе которых менеджеры, особенно топ-менеджеры, должны влиять и управлять другими, чтобы достигнуть целей в деятельности предприятия или организации. Сам по себе политический навык является сложной структурой, включающей совокупность новообразований в личности будущего специалиста: способность к самоанализу, социальную проницательность, способность оказывать влияние на сотрудников и осуществлять контроль их деятельности, способность подавать информацию как подлинную и демонстрировать искренность в отношениях с сотрудниками и подчиненными. Нередко в современной литературе политический навык рассматривается как важнейшая компетенция менеджера XXI в., а многие ученые теперь полагают, что эффективность межличностного общения – это первичный детерминант успеха менеджера в организационных действиях.

Поскольку менеджеры являются носителями определенной иерархии в организации, осуществляя управленческие воздействия, политический навык становится наиболее важной компетенцией, необходимой для менеджера при мобилизации сотрудников для выполнения работы. Менеджеры (особенно топ-менеджеры), обладающие сформированным политическим навыком, умеют влиять на других и управлять другими, чтобы достигнуть политических и организационных целей своей организации как на стратегическом, так и на оперативном уровнях. Они проявляют проницательность в понимании социальных ситуаций, искренность в межличностном взаимодействии и другие качества лидера. 

Компетенция политического навыка не является полностью отличающейся от других общекультурных компетенций, представленных во ФГОС. Однако она выводит на первый план эффективность межличностного общения, хотя во многом связана с различными аспектами формирования интеллекта студента. В ее основе лежит ряд качеств личности обучаемого, к которым можно отнести способность понимать других людей, проявлять теплоту и заботу в отношениях с окружающими, быть открытым к новому, знать социальные правила поведения и обладать способностью к социальной адаптации, хотя некоторые специалисты в управленческих науках расставляют иные акценты.

Например, при описании характеристик эффективно работающих менеджеров Jackall (2008) выделяет следующие особенности личности управленца:

  1. Способность быть публичным человеком и динамично адаптировать свое поведение применительно к обстоятельствам.
  2. Способность быстро и правильно реагировать на различные социальные ситуации.
  3. Наличие самоконтроля эмоций и способности правильного их проявления. 

В противовес ему некоторые другие ученые утверждают, что стиль поведения в большей степени, чем приведенные выше характеристики личности человека, позволяет дифференцировать эффективных и неэффективных менеджеров. В целом, можно утверждать, что политический навык описывает совокупность взаимосвязанных переменных, среди которых в первую очередь следует выделить способность обеспечивать себе поддержку на любом организационном уровне общения, умение анализировать различные точки зрения, стрессоустойчивость, способность контролировать кризисные ситуации, умение предотвращать конфликты и эффективно решать их, способность к конструктивному взаимодействию с оппозицией, толерантность, способность устанавливать связи с окружающими, демонстрируя искренность своих убеждений (Ferris, Kolodinsky, Hochwarter, &: Frink, 2001).

Поскольку по своей природе политический навык является одной из компетенций, которые нельзя сформировать на основе традиционного обучения в аудитории, то необходимы активные методы обучения, основанные на практическом опыте и связанные с активным участием студентов. Поэтому для формирования и развития политического навыка у студентов используют различные инновационные методики и методы обучения. Сегодня специалисты выделяют сценарное обучение и коучинг для высшего руководства компании. В числе других менее важных методов обучения называют самооценку посредством выявления интересов и индивидуальных предпочтений студента, проведение сессий критического анализа и самоанализа при разборе различных профессионально-ориентированных ситуаций, ролевые игры с обратной связью, формирование качеств лидера и т.д. Несмотря на множество методов, самыми эффективными при формировании политического навыка у студентов считают сценарное обучение, рассматриваемое как современный вариант активных методов обучения, и коучинг для руководителей и менеджеров высшего звена.

В целом, залогом формирования профессиональных компетенций менеджера является создание инновационных учебно-научных комплексов, охватывающих все этапы подготовки управленцев и представленных в рамках работы коллектива авторов Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Однако этот задел ориентирован исключительно на актуальные проблемы управленческого образования и не рассчитан на долгосрочные прогнозы трендов. В связи с этим имеющийся задел Уральского федерального университета нуждается в расширении и обновлении с учетом различных направлений подготовки управленцев и прогнозов развития отечественного образования и экономики России на долгосрочный период до 2035 г. Однако создать такую всеобъемлющую инновационную парадигму не под силу коллективу одного вуза, поэтому в этой работе планируется участие ряда вузов УМО по образованию в области менеджмента. Несомненно, что объединение усилий представителей педагогического сообщества вузов, ведущих подготовку управленцев, позволит реализовать инновации в образовательной политике и значительно повысить качество подготовки управленческих кадров в России. 

Список литературы

1. Гуськова М.В. Структурные элементы мероприятий по оценке внедрения инновационных программ в профессиональном образовании [Текст] / М.В. Гуськова, А.А. Порческо // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – № 12. – С. 36–44.

2. Звонников В.И. Менеджмент и инновации в управлении качеством [Текст] / В.И. Звонников // Вестник университета. – Изд-во ГУУ. – 2011. – № 2.

3. Менеджеры нового поколения. Передовое управленческое образование [Текст] / под общ. ред. Л.Д. Гительмана, А.П. Исаева. – М.: Экономика, 2014.

4. Программа учебной дисциплины «демография и статистика населения»: для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» – 080100 профиль подготовки «Статистика» [Текст] / сост. В.В. Нарбут. – ГУУ, Институт управления финансами и налогового администрирования. ГУУ, Кафедра статистики. – М.: ГУУ, 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?