В статье проведен анализ монографии Ю.Н. Ивановой «Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций». Так, обоснована актуальность тематики, определены цель и основные результаты указанной работы. Статья сфокусирована на выявлении наиболее значимых моментов в монографии и обстоятельном изучении авторских подходов к стратегическому планированию в крупных распределенных корпоративных системах.
трансрегиональные корпорации, стратегическое планирование, формализация и внедрение корпоративной стратегии, региональная экспансия, системный подход
Экономическая ситуация в современной России требует пересмотра взглядов на методологию стратегического планирования и разработку новых подходов к созданию долгосрочных конкурентных преимуществ как на уровне государства, так и на уровне отдельных компаний. Особенно это касается сформировавшихся к настоящему моменту крупных российских трансрегиональных корпораций, имеющих возможности стать локомотивом развития российской экономики с учетом курса на импортозамещение. В связи с этим представленная монография Ю.Н. Ивановой «Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций» представляет интерес не только для академической аудитории, но и для практиков, работающих в сфере формирования и выполнения корпоративных стратегий.
Автор монографии, Иванова Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, преподает в Финансовом университете при Правительстве РФ, является автором многочисленных статей на тему стратегическое планирование корпораций [2–25], а также автором монографии «Стратегическое планирование корпораций в условиях модернизации российской экономики» [1]. Кроме того, является одним из соавторов учебника «Национальная экономика» (под ред. Р.М. Нуреева) и ряда учебно-методических публикаций.
В работе «Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций» автор ставит амбициозную цель совершенствования методологии формирования и внедрения формализованной стратегии в крупных корпоративных системах на основе обобщения опыта российских трансрегиональных корпораций, таких как ОАО «Сбербанк», ХК «Росгосстрах» и др. Рассматриваемая проблематика, несомненно, обладает научной новизной и практической значимостью, поскольку на данный момент российские корпорации либо используют зарубежную методологию, которая не учитывает особенности ведения бизнеса в российских регионах, либо применяют собственные разработки, зачастую бессистемно и хаотично.
В первой части монографии автор указывает на ограниченность понимания экономической сущности явления «корпорация», что заключается «в отождествлении этого понятия с понятием "акционерное общество"». Для целей своего исследования автор предлагает рассматривать корпорации, независимо от их юридической формы, как разветвленную сеть подразделений или подразделений компании, расположенных в разных регионах в пределах одной или нескольких стран, подчиняющуюся единому центру, связанную финансово, юридически, операционно, инфраструктурно, проводящую общую стратегию. Такой подход требует разработки методологии стратегического планирования корпоративной хозяйственной системы с учетом специфики российских регионов. При этом автор выявляет основные качественные и количественные признаки подобных систем, а также определяет организационно-географические характеристики деятельности российских ТРК.
Среди основных результатов работы следует, прежде всего, выделить предложенное автором решение проблемы единства предпосылок, формирующих конкурентные преимущества корпораций, с использованием системной парадигмы. Для этого автор представляет ТРК как «систему с определенным набором свойств» и выявляет закономерности развития с учетом их неоднородности.
Кроме того, в своей работе автор разрешает такое противоречие в развитии корпораций, как конфронтация в распределении ресурсов между необходимостью выполнением стратегических целей по развитию и поддержанием текущей деятельности. Для этого, после задания целевой функции развития и декомпозиции ее на задачи с последующей детализацией для всех функциональных единиц, автор включает в алгоритм построения стратегии обязательный третий этап, названный «планом действий по подразделениям», который комбинирует выполнение стратегических проектов с выполнением текущих задач для достижения поставленных целей.
Интересен также авторский подход к формированию и реализации стратегических преимуществ в российских трансрегиональных корпорациях, основанный на «…внедрении коллективно-компонентного подхода к построению системы управления продуктовым предложением, продвижения продаж и клиентского обслуживания» [1].
В своей монографии автор также уделяет большое внимание методикам внедрения формализованной стратегии с учетом специфики российских регионов: уточняет факторы, влияющие на построение и реализацию региональных стратегий, в соответствии с экономическим и социокультурным профилем регионов. При этом автор выявляет способы реализации стратегических преимуществ во время экспансии ТРК в российские регионы, с использованием принципов диверсифицированной стратегии в группах регионов, взаимосвязанности целей региональных подразделений с общими целями корпорации, централизации бэкофисных функций при дезинтеграции фронтофисных, максимальной интеграции с региональными рынками ресурсов и взаимодействия с местными органами власти, а также дифференцированного подхода в финансировании и бюджетировании подразделений.
Кроме того, в монографии производится сравнение стандартизированного и диверсифицированного подходов к управлению деятельностью региональных филиалов, а также предлагаются авторские методики диверсификации планирования их деятельности в соответствии со степенью регионозависимости и приоритетами развития.
1. Иванова Ю.Н. Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций [Текст] / Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Иванова Ю.Н. Особенности формирования российских трансрегиональных корпораций: ретроспективный анализ [Электронный ресурс] / Ю.Н. Иванова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 10 (58). – С. 99.
3. Иванова Ю.Н. Стратегия управления продуктами [Текст] / Ю.Н. Иванова // Экономические науки. – 2012. – № 87. – С. 240–243.
4. Иванова Ю.Н. Тиражирование технологий в корпорациях [Текст] / Ю.Н. Иванова // Экономические стратегии. – 2012. – Т. 14. – № 2 (100). – С. 100, 101.
5. Иванова Ю.Н. Экономия на масштабе: от теории к практике [Текст] / Ю.Н. Иванова // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2012. – № 4. – С. 36–41.
6. Иванова Ю.Н. Технологии масштабирования и реплицирования бизнес-систем в современной практике российских трансрегиональных корпораций [Текст] / Ю.Н. Иванова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2012. – № 4. – С. 103–110.
7. Иванова Ю.Н. Стратегия управления продуктами [Текст] / Ю.Н. Иванова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2012. – № 3. – С. 63–67.
8. Иванова Ю.Н. Технологии реплицирования бизнес-систем [Текст] / Ю.Н. Иванова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2012. – № 13-1. – С. 43–48.
9. Иванова Ю.Н. Экономия на масштабе: от теории к практике [Текст] / Ю.Н. Иванова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2012. – № 6. – С. 8–13.
10. Иванова Ю.Н. Принципы составления стратегии [Текст] / Ю.Н. Иванова // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 3 (26). – С. 290–292.
11. Иванова Ю.Н. Стандартизация и диверсификация деятельности региональных филиалов [Текст] / Ю.Н. Иванова // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2. – С. 269–271.
12. Иванова Ю.Н. Трансрегиональные корпорации: планирование и управление в условиях модернизации российской экономики [Текст] / Ю.Н. Иванова. – М.: МАКС Пресс, 2011.
13. Иванова Ю.Н. Работа с кадровыми ресурсами в крупных трансрегиональных корпорациях [Текст] / Ю.Н. Иванова // Российское предпринимательство. – 2011. – № 9–2. – С. 158–162.
14. Иванова Ю.Н. Международный рост российских корпораций: возможности и препятствия [Текст] / Ю.Н. Иванова // Интеграл. – 2011. – № 6. – С. 56–58.
15. Иванова Ю.Н. Стратегическое планирование трансрегиональных корпораций [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Иванова. – М.: М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская экономическая акад. им. Г.В. Плеханова» (ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»), 2010.
16. Иванова Ю.Н. Действия и основные ошибки российских компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки [Текст] / Ю.Н. Иванова, В.В. Иванов // TerraEconomicus. – 2009. – Т. 7. – № 4. – С. 108–117.
17. Иванова Ю.Н. Проблемы региональной экспансии российских компаний [Текст] / Ю.Н. Иванова, В.В. Иванов // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 1. – С. 50.
18. Иванова Ю.Н. Методы конкурентной борьбы российских предприятий [Текст] // Ю.Н. Иванова, И.В. Перегудов / Проблемы современной экономики. – 2010. – № 1. – С. 136–139.
19. Иванова Ю.Н. Действия и основные ошибки компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки [Текст] / Ю.Н. Иванова, В.В. Иванов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2009. – Т. 7. – № 4.
20. Иванова Ю.Н. Государственное регулирование товарных рынков с применением современных технологий [Текст]: автореф. дис. …канд. экон. наук / Ю.Н. Иванова. – М., 2005.
21. Иванова Ю.Н. Государственное регулирование товарных рынков с применением современных технологий [Текст]: дис. …канд. экон. наук / Ю.Н. Иванова. – М., 2005.
22. Розанова Т.П. Построение системы управления проектами в корпорациях [Текст] / Т.П. Розанова, Ю.Н. Иванова // Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы IV Международной научно-практической конференции. НИЦ. «Академический», 2014. – С. 220.
23. Розанова Т.П. Выбор способа проведения операций в интегрированных структурах: интернализация аутсорсинга [Текст] / Т.П. Розанова, Ю.Н. Иванова // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития. Международная научно-практическая конференция; под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой, 2014. – С. 257–266.
24. Розанова Т.П. Конкурентные преимущества банка: как их эффективно использовать? [Текст] / Т.П. Розанова, Ю.Н. Иванова // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2014. –Т. 188. –С. 134–140.
25. Розанова Т.П. Особенности формирования маркетинговой стратегии трансрегиональных корпораций в России [Текст] / Т.П. Розанова, Ю.Н. Иванова // Экономика и управление в машиностроении. – 2014. – № 3. – С. 5–9.