В статье рассмотрены способы формирования управленческих механизмов развития транзитной экономики стран Центральной Азии в условиях интеграции и нестабильности. Транзитная экономика — это хозяйственная система, при которой поступления от пропуска по территории страны энергии, энергоносителей, водных ресурсов, грузо- и пассажиропотоков и оказания услуг по транзитной перевозке составляют весомую часть доходов властей, хозяйствующих субъектов и населения на данной территории, одну из основ их благосостояния. Развитие трансграничных перевозок грузов и реализация транспортно-транзитного потенциала России и стран Центральной Азии могут и должны стать весомыми источниками доходов хозяйствующих субъектов, бюджетов всех уровней и населения, а также локомотивом производственно-технологической модернизации и институционально- организационной эволюции экономических систем стран и интеграционных объединений. Приведены рыночные преимущества и недостатки основных проектов строительства и модернизации путей сообщения в регионе, выявлены предпосылки создания на территории конкретных государств мест пересечения транспортных коридоров, формирования транспортно-логистических центров (узлов). Показано, что, хотя государства Центральной Азии конкурируют за право стать такими центрами, их общий интерес заключается в максимальном использовании всего транспортно-транзитного потенциала региона, что обеспечивает стабильность функционирования транзитной экономики. Акцент сделан на развитии международного транспортного коридора «Север — Юг», обоснован вывод о предпочтительности использования его новой восточной ветви, проходящей по маршруту Узень (Казахстан) — Горган (Иран) через территорию Туркменистана.
формирование управленческих механизмов, страны Центральной Азии, транзитная экономика, международные транспортные коридоры, инновационно-инвестиционное развитие, модернизация, высокие технологии, Евразийский экономический союз, интеграция, нестабильность.
Продолжение. Начало см. № 3 (9)/1015. Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00481 а) и Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-06939 а).
1. Цветков В.А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации [Текст] / В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков. — М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. — 800 с.
2. Цветков В.А. Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран Центральной Азии [Текст] / В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков. — М.: ЦЭМИ РАН, 2010. — 149 с.
3. Цветков В.А. Формирование новой эволюционной концепции увеличения грузовой базы транспортных коридоров «Восток — Запад»: современное состояние, геополитические условия и экономические предпосылки [Текст] / В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 5(43). — С. 43–63.
4. Цветков В.А. Формирование новой эволюционной концепции увеличения грузовой базы транспортных коридоров «Север — Юг»: современное состояние, геополитические условия и экономические предпосылки [Текст] / В.А. Цветков, А.А. Медков, К.Х. Зоидов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 9(47). — С. 229–246.
5. Цветков В.А. Разработка теории транзитной экономики в условиях интеграции и глобальной нестабильности [Текст]: Ч. I / В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 11(49). — С. 190–207.
6. Цветков В.А. Разработка теории транзитной экономики в условиях интеграции и глобальной нестабильности [Текст]: Ч. II / В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 12(50). — С. 121–136.
7. Алклычев А.М. Развитие транспортной инфраструктуры как базовый фактор повышения конкурентоспособности рыночного пространства России [Текст] / А.М. Алклычев [и др.] // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 2. — С. 145–152.
8. Алклычев А.М. Трансазиатские транспортные коридоры и развитие транспортной системы России [Текст] / А.М. Алклычев [и др.] // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 3. — С. 47–54.
9. Алклычев А.М. Проблемы и перспективы внутри- и межрегиональных пассажирских перевозок и государственно-частные отношения при транспортно-коммуникационном обеспечении рыночного пространства России [Текст] / А.М. Алклычев [и др.] // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 2. — С. 215–222.
10. Алклычев А.М. Инфраструктурное обеспечение территориального развития экономики России [Текст] / А.М. Алклычев [и др.] // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 3. — С. 209–214.
11. АН Podrobno.uz, 17.09.2013. — М., 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://podrobno.uz/cat/economic/uzbekistan-i-kitai-budut-proizvodit-ekskavatori/, свободный. — Загл. с экрана.
12. Иран электрифицирует железную дорогу Гармсар — Горган при участии российских специалистов // Портал Iran.ru, 24 ноября 2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL:http://www.iran.ru/news/economics/95415/Iran_ elektrificiruet_zheleznuyu_dorogu_Garmsar_Gorgan_pri_uchastii_rossiyskih_specialistov, свободный. — Загл. с экрана.
13. Аннамередов Б. Железные дороги Туркменистана: Бюллетень ОСЖД № 4. — 2012 г., с. 10–14. Цит. по: Евразия Вести X, 2012. — М., 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2012-10a03, свободный. — Загл. с экрана.
14. Туркменистан строит железные дороги для обслуживания региона // Портал «Средняя Азия в интернете», 2015-01-05. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://centralasiaonline.com/ru/articles/caii/features/business/2015/01/05/feature-01, свободный. — Загл. с экрана.
15. Узбекистан, Туркменистан, Иран и Оман в феврале определят будущее нового транспортного коридора // АН Podrobno.uz, 10.02.2015. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://podrobno.uz/cat/politic/transportkoridor-uzbek-iran-oman-tirk/, свободный. — Загл. с экрана.
16. Узбекистан построит в Афганистане новую железную дорогу // Портал «Средняя Азия в интернете», 2013-03-20. — М., 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://centralasiaonline.com/ru/articles/caii/features/main/2013/03/20/feature-01, свободный. — Загл. с экрана.
17. Узбекистан продолжит эксплуатацию железной дороги в Афганистане // АН Podrobno.uz, 19.03.2015. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://podrobno.uz/cat/economic/uzbekistan-afganistan-ekspluataciyajeldorogi/, свободный. — Загл. с экрана.
18. Глава ТЖД: Снижение объемов грузоперевозок связано с барьерами, создаваемыми Узбекистаном // Азия-Плюс, 29.01.2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://news.tj/ru/news/glava-tzhd-snizhenieobemov-gruzoperevozok-svyazano-s-bareramisozdavaemymi-uzbekistanom, свободный. — Загл. с экрана.
19. Верхотуров Д. Вахдат — Яван: участок дороги в большой мир // Азия-Плюс, 29.01.2015. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://news.tj/ru/news/vakhdatyavan-uchastok-dorogi-v-bolshoi-mir, свободный. — Загл. с экрана.
20. Загадки «Таджикской железной дороги» // Азия-Плюс, 16.01.2015. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL:http://news.tj/ru/news/zagadki-tadzhikskoizheleznoi-dorogi.
21. Иран увеличит объем транзитных перевозок до 14 млн т грузов в год // Портал Iran.ru, 04 сентября 2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://www.iran.ru/news/economics/94538/Iran_uvelichit_obem_tranzitnyh_perevozok_do_14_mln_t_gruzov_v_god, свободный. — Загл. с экрана.
22. 8 иранских железнодорожных проектов профинансируют Китай, Индия и Россия // Портал Iran.ru, 9 февраля 2015. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://www.iran.ru/news/economics/96199/8_iranskih_zheleznodorozhnyh_proektov_profinansiruyut_Kitay_Indiya_i_Rossiya, свободный. — Загл. с экрана.
23. Иран и Центральная Азия: возможен ли новый транспортный прорыв? // Портал Iran.ru, 21 августа 2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://www.iran.ru/news/economics/94412/Iran_i_Centralnaya_Aziya_vozmozhen_li_novyy_transportnyy_proryv., свободный. — Загл. с экрана.
24. Иран и Центральная Азия: возможен ли новый транспортный прорыв? — М., 2014 [Электронный ресурс] // Портал Iran.ru, 21 августа 2014, свободный. — Загл. с экрана.
25. Алексеев В. Российско-иранский южный коридор // Портал Iran.ru, 24 июня 2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://www.iran.ru/news/analytics/93975/Rossiysko_iranskiy_yuzhnyy_koridor.
26. Николаев И. Иран против санкций: Внутренняя мобилизация и «черные рыцари» торговли // Портал Iran.ru, 10 января 2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL:http://www.iran.ru/news/analytics/92074/Iran_protiv_sankciy_Vnutrennyaya_mobilizaciya_i_chernye_rycari_torgovli, свободный. — Загл. с экрана.
27. Развиваться и впредь. Интервью с первым вице-президентом ОАО «РЖД» В. Морозовым. Гудок, 19.09.2011. — М., 2011 [Электронный ресурс] // URL:http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=409882&year=2011&month=09&SECTION_ID=16234. , свободный. — Загл. с экрана.
28. Канаева М. Контейнерооборот в природе и транспорте. 09.02.2011. — М., 2011 [Электронный ресурс] // URL: http://cargo.ru/practices/788, свободный. — Загл. с экрана.
29. В каких портах тише // Эксперт. Украинский деловой журнал. — 2011. — № 8. — 7 марта. — М., 2011 [Электронный ресурс] // URL: http://www.expert.ua/articles/9/0/8595/, свободный. — Загл. с экрана.
30. Евразийский коридор: вчера, сегодня, завтра // РЖД-Партнер от 09.07.2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rzd-partner.ru/interviews/interview/glavnoe-dostoinstvo---ieto-skorost/.
31. Встречают по спецодежке // Эксперт Казахстан. — 2014. — № 39. — 22–29 сентября 2014 г. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://expertonline.kz/a13078/, свободный. — Загл. с экрана.
32. Логистике — новый уровень // Транспорт России. — 2014. — № 23. — 5 июня [Электронный ресурс] // URL: http://www.transportrussia.ru/logistika/logistike-novyyuroven.html, свободный. — Загл. с экрана.
33. Винокуров Е. Мегасделка двух союзов // Известия. — 2014. — 2 октября [Электронный ресурс] // URL: http://izvestia.ru/news/577439, свободный. — Загл. с экрана.
34. Логистика, объединяющая страны. Интервью с директором по продажам ОАО «РЖД Логистика» П. Лаговым // РЖД-Партнер от 20.01.2015. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rzd-partner.ru/interviews/interview/logistika--obediniaiushchaia-strany/, свободный. — Загл. с экрана.
35. Первый проект фонда // Гудок. — 2015. — 4 февраля. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1253051&archive=2015.02.04, свободный. — Загл. с экрана.
36. Средства из ФБ заново распределили в госпрограмме // Гудок. — 2015. — 4 февраля. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1253053 &archive=2015.02.04, свободный. — Загл. с экрана.
37. Дмитриенко С.Г. Морские тайны древних славян [Текст] / С.Г. Дмитриенко. — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004. — 413 с.
38. Дурдыев С. Традиции доверительного партнерства[Текст] / С. Дурдыев // Международный журнал «Туркменистан». — 2013. — № 5–6. — С. 98, 99.
39. Белоглазова Д. В поисках поддержки // Гудок. — 2015. — 13 апреля. — М., 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1267795&archive=2015.04.13, свободный. — Загл. с экрана.
40. Авазов А. В Узбекистане в прошлом году инвестировали 452,7 млн долл. в развитие железных дорог // АН Podrobno. uz., 05.02.2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://podrobno.uz/cat/economic/uzbek-jelezdorog/?sphrase_id=40422, свободный. — Загл. с экрана.
41. Исаев Т. Китайские инвесторы создадут в Узбекистане Центр производства и маркетинга электробытовой техники // АН Podrobno.uz, 08.04.2014. — М., 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://podrobno.uz/cat/economic/uzbekistan-centr-proizvodstav-i-marketingaelektrobitovoi-tehniiki/, свободный. — Загл. с экрана.
42. Железные дороги Узбекистана и Казахстана продлили тарифные скидки на 2015 год // АН Podrobno.uz. — 2014. — 18 ноября.
43. Риклтон К. Центральная Азия: Китайские деньги могут сплотить регион? // Портал EurasiaNet.org., 11.10.2013. — М., 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://russian.eurasianet.org/node/60335, свободный. — Загл. с экрана.