Омск, Россия
Для формирования и развития модели высокоэффективного управленца завтрашнего дня уже недостаточно компетенций из области только классического менеджмента и (или) классического эмоционального и даже делового лидерства. Необходимо оптимальное сочетание общечеловеческих ценностей и стратегического предвидения, социального лидерства, универсальных и специальных менеджерских технологий. В статье рассмотрены аспекты управления инновационным процессом по целостному развитию организации, выделены основные группы стратегий развития высшей школы, охарактеризованы два типа инновационных процессов в системе образования. Автор подчеркивает, что традиционное объединение усилий в подготовке специалистов путем формального слияния нескольких структур в конечном счете неэффективно. Более продуктивным будет консолидация усилий (параллельно с формальными объединениями) через договорные отношения, создание базовых кафедр на предприятиях, стратегические альянсы, консорциумы, сетевые организации, образовательно-промышленные группы, технопарки, бизнес-парки, инновационные образовательно-производственные кластеры, другими словами, через создание формально-виртуальных структур. Кафедры должны стать такими точками роста будущих организационных структур подготовки выпускников, т.е. мини-академий, что позволит обеспечить высокий уровень учебной подготовки и развития науки. В статье говорится о создании новых форм и об опыте организации подготовки управленческих кадров нового поколения через создание формально-виртуальных структур с органами власти, вузами, представителями бизнеса, средними школьными заведениями, дошкольными учреждениями. Реализация такого проекта требует выделения нескольких этапов, первым из которых является создание ядра организационной структуры в виде подразделения вуза — института управления (на правах факультета). Предложена примерная структура такого института, освещен практический опыт формирования подобных структур. По мере развития институты могут трансформироваться в более сложные образования (например, академии, университеты управления), сочетая традиционные оргструктуры с созданием стратегических формально-виртуальных объединений с различными образовательными и производственными структурами на городском, региональном, федеральном, международном уровнях.
управленческие кадры, инновационные процессы, институт управления, подготовка управленческих кадров, стратегия развития высшей школы.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф. — СПб.: Питер, 1999.
2. Гимпельсон В.Е. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация [Текст] / В.Е. Гимпельсон; Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
3. Друкер П.Ф. Проблемы управления в XXI веке [Текст] / П.Ф. Друкер; пер. с англ. — М.: Вильямс, 2004.
4. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования [Текст] / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. — СПб.: Наука, 1999.
5. Минцберг Г. Стратегический процесс [Текст] / Г. Минцберг, Дж. Б. Куин, С. Гошал. — СПб.: Питер, 2001.
6. Попович А.М. Современные структуры подготовки управленческих кадров [Текст] / А.М. Попович // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 26–27 марта 2015 г. –СПб.: Культ-информ-пресс, 2015. — 470 с.
7. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики [Текст] / С.Д. Поляков. — М.: Педагогический поиск, 2007. — 167 с.
8. Попович А.М. Содержание и организация подготовки управленческих кадров нового поколения [Текст] / А.М. Попович // Социально-экономическое и культурное партнерство современного вуза: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 8–9 февраля 2014 г. — Омск, 2014.
9. Стрелкова К.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества [Текст] / К.В. Стрелкова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 200–204.
10. Новая постиндустриальная волна на Западе [Текст]: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.
11. Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 285 с.
12. Чандлер A. Стратегия и структура: A. Chapter в истории промышленных предприятий [Текст] / А. Чандлер. — Cambridge, Mass, MIT Press, 1962.
13. Про IREX [Электронный ресурс]. URL : http://www.irex.ru/presspress/pub/polemika/03 (дата обращения: 14.12.2015).