г. Москва и Московская область, Россия
Настоящая статья посвящена роли аудиторских организаций в противодействии подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок путем выявления данных фактов и принятии мер, предусмотренным законодательством.
судебная практика, подкуп иностранных должностных лиц, аудиторские процедуры, рассмотрение случаев мошенничества и коррупционных сделок.
В соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана проинформировать собственников аудируемого лица о ставших известными ей (ему) случаях коррупционных правонарушений, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, а также о риске возникновения таких случаев. Если собственники не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, аудитор обязан проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы (МВД России, ФСБ России, Следственный комитет Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Росфинмониторинг). Собственники компании в свою очередь обязаны рассмотреть информацию, полученную от аудитора, и в письменной форме проинформировать его о результатах рассмотрения не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения информации [1].
Согласно ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» при аудите бухгалтерской отчетности аудитор оценивает соблюдение компанией, подлежащей аудиту, нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе законодательства о противодействии коррупции (включая подкуп иностранных должностных лиц).
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» (с изменениями и дополнениями).
5. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») (с изменениями и дополнениями).
6. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы» (с изменениями и дополнениями).
7. Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита») (с изменениями и дополнениями).
8. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4) (с изменениями и дополнениями).
9. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
10. Примерные методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок [Электронный ресурс] // http://www.minfin.ru.
11. Бошнякович М.Г., Казакова Н.А. Аудит и анализ внешнеэкономической деятельности / Учебное пособие для магистров. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.
12. Казакова Н.А., Ефремова Е.И. Концепция внутреннего контроля эффективности организации. / Монография. М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2015.
13. Донцова Л.В., Артеменко И.О. Cистема противодействия подкупу иностранных должностных лиц: правовые основы, основные понятия, государственная политика // Аудитор, №10, 2015.
14. Донцова Л.В., Артеменко И.О. Ответственность за правонарушения, связанные с подкупом иностранных должностных лиц // Аудитор, №11, 2015.
15. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Риски: аналитический аспект // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3.
16. Ивашкевич В.Б. Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и коррупции // Аудиторские ведомости. 2014. № 5.
17. Шарамко М.М., Гарипов И.Р. Анализ факторов развития комплаенса в России и за рубежом // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2.
18. Центр антикоррупционных исследований и инициатив. Трансперенси Интернешнл-Р. «Процесс имплементации конвенции ОЭСР против подкупа иностранных должностных лиц в России» [Электронный ресурс]/ URL: http://transparency.org.ru.
19. СПС Консультант Плюс.