сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Проведен сравнительный анализ концентрации лактоферрина ротовой жидкости как важного компонента секреторного иммунитета у пациентов с обострением вирусной герпетической инфекции и бактериальной пародонтологической инфекции в полости рта. Выявлена зависимость секреции лактоферрина ротовой жидкости от этиологии заболевания полости рта. Доказано наиболее выраженное повышение концентрации лактоферрина ротовой жидкости при обострении воспалительных заболеваний пародонта.
лактоферрин, ротовая жидкость, пародонтит, простой герпес губ
Одним из важных показателей секреторного иммунитета является белок лактоферрин (ЛФ). Лактоферрин (также известный как лактотрансферрин) – негемовый железосвязывающий гликопротеин, относящийся к семейству трансферринов [1]. Его главная функция – регуляция обмена железа. ЛФ наравне с трансферрином доставляет ионы Fe 2+ к клеткам ретикулоэндотелиальной системы (макрофагам), где они путем превращения в Fe 3+ откладываются в виде ферритина. Ферритин – основной белок хранения железа в организме (неактивное депо. Использование его резервов происходит при гипоферремии, которая наблюдается при воспалении. Переход железа в «ферритиновый пул» приводит к повышению концентрации лактоферрина в ротовой жидкости. Отсюда следует, что лактоферрин определяется как «белок острой фазы» и может служить маркером воспалительных процессов в полости рта [2, 6]. Литературные данные о содержании ЛФ в крови, ротовой жидкости и других биологических жидкостях как в норме, так и при патологических процессах широко представлены в современных источниках, но достаточно противоречивы [1, 2, 3, 5, 6]. Лабораторное исследование ротовой жидкости является одним из наиболее распространенных неинвазивных методов диагностики, мониторинга, оценки качества лечения различных заболеваний. Одной из важнейших функций ротовой жидкости является защитная, осуществляемая за счет содержащихся в ней белков (иммуноглобулины, дефензины, лизоцим, лактоферрин, муцин, кателидин, ингибиторы протеолитических ферментов, факторы роста и другие гликопротеины) [1, 2]. Компоненты слюны влияют на процессы воспаления и регенерации слизистой оболочки рта, принимают участие в поддержании иммунитета не только полости рта, но и всего организма в целом [3].В диагностике заболеваний полости рта значительная роль отводится ротовой жидкости (РЖ). На состав и свойства ротовой жидкости оказывает влияние гигиеническое состояние полости рта, наличие стоматологической и соматической патологии. Количественные изменения содержания различных компонентов слюны могут свидетельствовать о качественном ухудшении среды ротовой полости, являются значимым критерием диагностики распространенных стоматологических заболеваний [4]. Иммунозависимыми можно считать большинство многофакторных стоматологических заболеваний, поэтому определение иммуноактивных молекул, в том числе лактоферрина, становится актуальным, достаточно простым, клинически целесообразным и патогенетически значимым методом диагностики при заболеваниях вирусной и бактериальной природы, часто сопутствующих друг другу [1, 2, 3, 5, 6]. Несмотря на большое число публикаций в области диагностики заболеваний, закономерности секреции лактоферрина остаются недостаточно изученными в зависимости от природы заболевания полости рта.
Цель исследования – выявить закономерности между количеством лактоферрина в ротовой жидкости при сочетанных вирусных и бактериальных иммунозависимых стоматологических заболеваниях.
Материалы и методы исследования
В настоящем исследовании представлены данные анализа состава ротовой жидкости (РЖ) пациентов, которые находятся под наблюдением ассистента кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний УГМУ к. м. н. Семенцовой Е.А. Исследование проведено на 67 пациентах с вирусным поражением челюсто-лицевой области (хроническим рецидивирующим герпетическим хейлитом или стоматитом) и сопутствующим хроническим генерализованным пародонтитом легкой или средней степени тяжести в возрасте 30–50 лет (средний возраст — 45,3 года), проживающих в городе Екатеринбурге. При этом все пациенты являются носителями обоих заболеваний. В зависимости от наличия обострения заболевания и соответственно поставленного диагноза все больные были подразделены на 2 группы: 1) исследуемая группа №1 — 34 пациента с обострением хронического рецидивирующего герпетического хейлита или стоматита; 2) исследуемая группа №2 — 33 пациента с диагнозом: обострение хронического генерализованного пародонтита легкой или средней степени тяжести. Диагноз: рецидивирующий герпетиче-ский стоматит вирусной этиологии был установлен в соответствии со стандартными критериями и рекомендациями. Для подтверждения вирусной этиологии заболевания определяли ДНК вируса простого герпеса (ВПГ) I и II типов методом ПЦР, используя комплекс аппаратуры и диагностикумы «ДНК-технология» (Россия). Титр специфических антител в крови выявляли методом иммунохемилюминесцентгого анализа (ARCHITECT 2000, Abbot, Германия). Диагноз: хронический генерализованный пародонтит легкой или средней степени тяжести был поставлен в соответствии с клиническим рекомендациями Стоматологической ассоциации России, 2014 г. Контрольную группу составили 30 соматически сохранных пациентов того же возраста, не имевших в анамнезе проявлений герпетической инфекции в челюстно-лицевой области и обострений хронического генерализованного пародонтита. Пациентам всех исследуемых групп было проведено комплексное стоматологическое обследование (основные и дополнительные методы), после чего у них была получена спонтанная РЖ. Исследования выполнены методом твердофазного гетерогенного иммуноферментного анализа, проведенного на базе Центральной научно-исследовательской лаборатории УГМУ. Иммуноферментный анализ (ИФА, Elisa-тест) позволил выявить антигены (антитела) с помощью соответствующих антител (антигенов), конъюгированных с ферментом-меткой. В твердофазном ИФА один их специфических реагентов иммобилизован на твердом носителе.
Результаты и их обсуждение. Результаты определения ЛФ в ротовой жидкости пациентов представлены в таблице 1
Значение медианы по данному показателю у контрольной группы коррелирует с литературными данными у здоровых взрослых — от 1000 до 8000 нг/мл по результатам ранее проведенных исследований в городе Екатеринбурге [2]. Проведенное нами исследование показало увеличение концентрации ЛФ в обеих исследуемых группах (р1≤0,05). При обострении пародонтита концентрация ЛФ была значительно выше (в 4,3 раза), чем при обострении ВПГ и ЦМВ (р2≤0,01). Данный факт объясняется тем, что обострение пародонтита, как и других бактериальных заболеваний, сопровождается нагноением, что приводит к увеличению содержания нейтрофильных гранулоцитов, также являющихся источниками лактоферрина. При этом необходимо учитывать, что возрастание уровня ЛФ при воспалении обусловлено не только увеличением числа нейтрофилов, но и их интенсивной дегрануляцией, происходящей вследствие гиперактивации клеток веществами бактериального происхождения, компонентами комплемента и их фрагментами, провоспалительными цитокинами [3]. Полученные данные коррелируют с подобными исследованиями других областях медицины, например, в неврологии – при воспалении мозговых оболочек [5]. Это свидетельствует о том, что концентрация ЛФ может служить показателем остроты и выраженности воспалительных реакций не только в полости рта, но и во всем организме. Результаты исследования показали выраженное нарушение секреторного иммунитета (по уровню ЛФ) у пациентов с обострением вирусных и бактериальных стоматологических заболеваний. Таким образом, определение содержания ЛФ в РЖ целесообразно для оценки состояния секреторного иммунитета полости рта у пациентов с герпесвирусной инфекцией и заболеваниями пародонта.
Выводы:
1. Лактоферрин может служить маркером обострения воспалительных стоматологических заболеваний.
2. Выявлена тенденция значительного повышения ЛФ при обострении хронического генерализованного пародонтита.
3. Установлены отличия в содержании лактоферрина в РЖ при обострении стоматологических заболеваний вирусной и бактериальной природы.
1. Базарный В.В., Береснева Н.С., Ломова О.Л., Санникова Н.Е. Клинико-диагностическое значение определения лактоферрина в ротовой жидкости. Клиническая лабораторная диагностика. – 2011. – №10. – С. 36.
2. Базарный В.В., Журавлев В.П., Мандра Ю. В, Николаева А.А., Ваневская Е.А., Полушина Л.Г. Лактоферрин в ротовой жидкости пациентов с герпесвирусной инфекцией / Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2014. -N 1. – С. 48-49.
3. Железникова Г.Ф. Возбудитель инфекции и иммунная система «хозяина»: стратегии взаимоотношений// Медлайн Экспресс. – 2006. – №2-3. – С. 186.
4. Ронь Г.И. Ксеростомия. – Екатеринбург. – 2008. – 136 с.
5. Хохлова З.А. Конышева Т.В. Лыкова О. Ф Захарова Е.В. / Способ дифференциальной диагностики бактериальных и вирусных менингитов. Патент РФ №2323444, 2008 г.
6. Шодиева Ш.Ш., Алимов А.С., Хаджиметов А.А. Характер изменений белка острой фазы – лактоферрина в слюне при пародонтите различной степени тяжести / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №8-4. – С. 694-696