сотрудник
Пермь, Пермский край, Россия
сотрудник
Пермский край, Россия
сотрудник
Высшее медицинское образование всегда было направлено на формирование личности будущего врача: с одной стороны, это должен быть ответственный, милосердный и сострадательный человек, готовый всегда прийти на помощь, с другой, врач – это человек высокой профессиональной культуры.
учебно-исследовательская работа студентов
Высшее медицинское образование всегда было направлено на формирование личности будущего врача: с одной стороны, это должен быть ответственный, милосердный и сострадательный человек, готовый всегда прийти на помощь, с другой, врач – это человек высокой профессиональной культуры [1, 5]. В связи с переходом от «знаниевого» подхода в образовании к «компетентностному» обучению можно сформулировать, что итогом обучения в медицинском вузе должно стать приобретение комплекса профессиональных компетенций врача, в которых интегрированы личная позиция (включая мотивационно-ценностное отношение к труду), духовно-нравственная позиция (отношение к пациенту, как страдающей личности, понимание ценностно-смысловых основ медицины, соблюдение этико-деонтологических норм и др.), профессионализм (владение конкретными знаниями, навыками, умениями) [3]. Ломиашвили Л.М. (2011) констатирует, что «Врачи-стоматологи должны обладать не только острым клиническим мышлением, но и даром творчества. Руки стоматолога и есть тот самый главный инструмент, творящий чудеса. Как художники, они должны чувствовать исходную ситуацию, уметь расположить вновь созданные структуры в определенном порядке, с учетом цветовой гаммы, индивидуальной гармонии зубо-челюстного аппарата. Как скульпторы, врачи умело заполняют свободное пространство, создавая естественные формы зубов, зубных рядов. Как психологи, они располагают пациента к тесному сотрудничеству, спокойствию, доверительным отношениям. Как криминалисты, наряду с общими закономерностями, доктора видят множество мелких деталей, придающих человеку индивидуальность, неповторимость, изысканность, свой шарм. Иногда эти детали неуловимы, но настоящий профессионал их ощущает, чувствует, воспроизводит, в результате чего рождается своеобразный шедевр, произведение искусства, ручная работа» [4]. Врач-стоматолог-профессионал – это мастер врачебного искусства. Овладеть искусством врачевания может только тот студент, который - выбрал профессию осмысленно; - осознает весь процесс своего обучения; - реально (а не формально) включен в образовательный процесс; - использует принципы дентологического общения; - знает психологию личности [3]. Искусство – это, в первую очередь, область практического творчества. Обладать умениями в этой области означает умение решить конкретную творческую задачу.
Цель работы – проанализировать пятнадцатилетний опыт кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний (в настоящее время – кафедра терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний) по развитию творческих способностей студентов 1 и 2 курса через учебную исследовательскую работу (УИРС). Творческий потенциал у каждого из обучающихся стоматологов в образовательном процессе неравномоментно, порой неравномерно и может осуществляться естественным и/или искусственным (созданием условий для пробуждения и развития творческого потенциала) путями [1]. У большинства студентов творческий потенциал проявляется еще в детстве, чаще спонтанно, а по мере взросления человека нуждается в целенаправленном поддержании и развитии. Ведь доказано [1], что освоение технологий творческой деятельности развивает такие креативные качества личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. Кроме этого, творчество в значительной мере повышает мотивацию к учебной деятельности, создает позитивный настрой на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе студентов.
Материалы и методы исследования. Обобщен опыт организации УИРС в процессе освоения дисциплин «Пропедевтика стоматологических заболеваний», «Стоматологическое материаловедение», накопленный коллективом кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний (с 2013 г. – кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний) ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России с 2000 г. по настоящее время. Дисциплина «Пропедевтика стоматологических заболеваний» изучается на II и III семестрах обучения студентов стоматологического факультета. В рамках учебной программы студентам предлагается подготовить и защитить учебно-исследовательскую работу, к которой предъявляются следующие требования: 1. Работа должна рассматривать один из вопросов учебного плана (чуть глубже, чем предусмотрено типовой программой дисциплины) – информационная составляющая УИРС. 2. Для раскрытия рассматриваемой проблемы студенты создают дизайн, подбирают необходимые конструкционные материалы и осваивают технику работы с ними, изготавливают модели, муляжи, фантомы, макеты – практическая составляющая УИРС. 3. Предусматривается публичная защита, на которой студент рассказывает о значении, цели, задачах, используемых материалах и технологиях, ходе выполнения работы, ее результатах, выводах, отвечает на вопросы аудитории – коммуникативная составляющая УИРС. Планирование УИРС проводится при активном консультировании преподавателей. При подготовке УИРС студенты могут работать индивидуально, в малых (по 2 человека) и больших (3-5 человек) группах, в зависимости от предпочтений и объема работы. При работе в группах студенты осваивают начальные принципы деонтологического общения. Учебный план пропедевтической стоматологии включает отдельные вопросы по организации стоматологической помощи, преклинической, терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии. Предлагая выбрать интересующую тему, преподаватель тем самым проводит активную «профориентационную» работу, помогая студентам первых курсов ориентировочно выбрать одно из направлений будущей специализации врача-стоматолога. Опыт показывает, что чаще студентов интересует возможность передачи формы естественных зубов с помощью различных материалов в различных техниках. К основным задачам, которые ставятся практическим разделом учебно-исследовательской работы, относятся развитие пространственного мышления, овладение первичными мануальными навыками приготовления, использования стоматологических материалов, развитие мануальных навыков по созданию трехмерных моделей и передачи цвета и его оттенков с помощью традиционных материалов для творчества (гипс, глина, воск, дерево, металл и др.). Это отражает «ремесленную» сторону обучения, которая не менее важна для успешной подготовки будущего стоматолога, чем информационная. Эта практическая деятельность опирается на знание школьного курса геометрии, черчения, рисования, технологии; на полученные уже в вузе знания анатомии; частично – на природную интуицию и вкус, развивает культуру мышления и творческое воображение. Все, что выходит «из-под» рук студента-стоматолога, должно быть красиво, безукоризненно выполнено; студент, усвоивший необходимость обучения практическому мастерству качественно, аккуратно и грамотно, имеет большие потенциальные возможности продолжения обучения на постдипломном этапе обучения в вузе, а также в перспективе – стать успешным и востребованным специалистом. Третий этап УИРСа – публичная защита (презентация) проекта – предусматривает подготовку презентации и публичный рассказ-доклад о ходе и итогах выполнения работы. В ходе этого этапа студенты овладевают первичными навыками ораторского мастерства и риторики, понимая, что их будущие пациенты хотят видеть своего лечащего стоматолога уверенным в себе и умеющим убедить в правильности своих действий врача. Публичная защита своей работы в доброжелательной аудитории – самый подходящий случай для достижения поставленной цели. В процессе УИРС, при защите работы у студента закрепляется мотивационно ценностное отношение к проделанному труду, вырабатываются навыки конструктивного общения с аудиторией (коллегами и преподавателями). Известно [3], что качество обучения во многом зависит от усилий самого студента. Если он привносит в учебный и исследовательский процесс личный смысл и первый опыт, то личность растет профессионально, при поверхностном отношении к УИРС – деградирует профессионально.
Выводы. Понимание активной, созидательной и осознанной роли личности студента в собственном образовании – важный фактор, гарантирующий высокую эффективность его будущей профессиональной деятельности. На младших курсах такое первое (пропедевтическое) понимание может дать творческая учебно-исследовательская работа. Оглядываясь на 15-летний опыт организации УИРС, можно констатировать, что авторы наиболее креативных работ продолжили реализацию своего творческого (исследовательского, познавательного) потенциала в научно-исследовательской (работа по грантам, диссертационные исследования) деятельности, многие из них поступили в ординатуру, возглавили профильные отделения стоматполиклиник и составили кадровый резерв кафедры.
1. Ахмерова А.Ф. Гуманизация высшего медицинского образования, диалог прошлого и настоящего//Alma mater 2015 №11 стр 110-114
2. Гаранина Р.М. Формирование профессиональной направленности будущего врача // Alma mater 2015 №3 стр 46-48
3. Зорин К.В. Гуманизация высшего медицинского образования // Высшее образование сегодня 2015 №11 стр 77-79
4. Искусство моделирования и реставрации зубов / Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г.- Омск 2011 г.
5. Раздумья о врачебном долге / Вагнер Е.А. – Пермское книжное издательство 1986 г