сотрудник
Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Одним из важных компонентов индивидуального здоровья человека является стоматологическое здоровье – состояние челюстно-лицевой области, характеризующееся отсутствием патологических изменений и косметических недостатков с полным сохранением жевательной и речевой функций. Это обеспечивается качеством личной гигиены полости рта, зависит от уровня культуры и образа жизни. Применение технологии коучинга в изучении этих вопросов продиктовали необходимость проведения данной работы.
применение технологии коучинга
Одним из важных компонентов индивидуального здоровья человека является стоматологическое здоровье – состояние челюстно-лицевой области, характеризующееся отсутствием патологических изменений и косметических недостатков с полным сохранением жевательной и речевой функций [1-3,7,8]. Это обеспечивается качеством личной гигиены полости рта, зависит от уровня культуры и образа жизни [1-3,6-8]. Применение технологии коучинга в изучении этих вопросов продиктовали необходимость проведения данной работы. Международная федерация коучинга ICF дает определение коучингу (К) как системе реализации совместного социального, личностного, творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата [4,6,7]. Основными характеристиками К являются: искренний интерес к человеку, принятие человека таким, какой он есть, а также эмпатия как способность сопереживать; эмоциональная компетентность; конгруэнтность – подлинность собственных ощущений и честность по отношению к своим чувствам; умение слушать «глазами и сердцем», быть свободным от предпочтений и осуждений; профессиональные знания, эффективные техники и опыт [цит. по 6]. К способствует раскрытию потенциала человека, повышению мотивации, при этом человек самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализации намеченного [2,4-7].
Цель исследования – изучение эффективности технологии коучинга в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и мотивации к личной гигиене полости рта старшекурсников стоматологического факультета. Материалы и методы исследования. В основу исследования положены результаты коуч-сессии и анкетирования 80 старшекурсников стоматологического факультета (в возрасте от 21 года до 23 лет, среди которых 73,75 % девушек (59 чел.) и 26,25 % юношей (21 чел.), проведенного на кафедре терапевтической стоматологии УГМУ. Оценка каждого вопроса авторской анкеты произведена по пятибалльной шкале: от 1, неудовлетворительно, до 5, превосходно [6]. Статистическую обработку результатов исследования осуществляли с использованием t-распределения Стьюдента с общепринятым для медицинских исследований уровнем достоверности p≤0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало, что большинство (76 %) студентов знакомы с понятием ЗОЖ и считают, что соблюдение его составляющих существенно улучшает здоровье. Оценка собственного общего здоровья студентами следующая: неудовлетворительно – 18,75 % (15 чел.), удовлетворительно – 33,75 % (27 чел.), хорошо – 22,5 % (18 чел.), отлично – 16,25 % (13 чел.), превосходно – 8,75 % (7 чел.). Правильное сочетание в своей жизни труда и отдыха отмечают только 32,5 % студентов. В основном студенты оценивают качество жизни на удовлетворительно – 76,25 %. Осознанное пользование таким фактором риска как курение имеет место только у 5 % студентов. Каждый студент субъективно оценивал собственное стоматологическое здоровье: превосходно 12,5 % (10 чел.), отлично 18,75 % (15 чел.), хорошо 40 % (32 чел.), удовлетворительно 16,25 % (13 чел.), неудовлетворительно 12,5 % (10 чел.). Анализ стоматологического здоровья, оценка здоровья собственных зубов, по мнению студентов, была следующей: превосходное 11,25 % (9 чел.), отличное 23, 75 % (19 чел.), хорошее 27,5 % (22 чел.), удовлетворительное 18,75 % (15 чел.), неудовлетворительное 18,75 % (15 чел.). В основном студенты используют каждый день одно дополнительное интердентальное средство – интердентальные ершики (60 %). Большинство студентов меняет зубную щетку 4 раза в год – 81,25 % (65 чел.), а зубную пасту 5 раз в год – 40 % (32 чел.). В день студенты чистят зубы 2 раза – 95 % (76 чел.), а время чистки зубов составляет среднем составляет 3 минуты – 70 % (56 чел.). Студенты оценили свою гигиену полости рта на превосходно 15 % (12 чел.), отлично 25 % (20 чел.), удовлетворительно 35 % (28 чел.), неудовлетворительно 25 % (20 чел.). В итоге, большинство студентов оценивают свой здоровый образ жизни на хорошо 57,5 % (46 чел.). Мы рассматриваем коучинг как «форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков» [4]. Метод коучинга целесообразен во многих сферах учебно-воспитательного процесса: при проведении практических занятий, при формировании мотивационной составляющей в вопросах гигиенического воспитания и ЗОЖ [1,2,4-6].
Выводы:
1. Более 60 % студентов стоматологического факультета имеют факторы риска заболеваний, однако большинство студентов оценивают собственное стоматологическое здоровье на хорошем уровне (40 %).
2. Студенты следуют правилам для поддержания здоровья органов полости рта, принимают правильные решения, так, меняют зубную щетку каждые три месяца, чистят зубы не менее трех минут, используют интердентальные средства гигиены.
3. Технологии коучинга, направленные на мотивационную сферу в вопросах формирования ЗОЖ и мотивации к личной гигиене полости рта старшекурсников стоматологического факультета, позволяют формировать ответственное отношение к здоровью
1. Верхорубова О.В. Проблема формирования культуры здоровья у студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – №4. – С. 54-58.
2. Еловикова Т.М., Абрамова Н.С. Кощеев А.С. Статистический анализ влияния гигиенического состояния полости рта на стоматологическое здоровье будущих врачей// Обеспечение демографической безопасности при решении актуальных вопросов хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Сборник трудов Национального конгресса с международным участием «Паринские чтения». Минск. 2016 г. – Издательский центр БГУ. – с. 524-526.
3. Еловикова Т.М., Ронь Г.И. Междисциплинарная интеграция как элемент развития научно-исследовательской работы и формирований индивидуальных образовательных траекторий студентов-стоматологов//Вестник уральского государственного медицинского университета. – Екатеринбург – 2016. – №4. – с. 50-53.
4. Зотова И.В. Основные коуч-позиции преподавателя вуза при формировании профессиональных компетенций студентов // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2016. – №1 (17).– с. 26-28.
5. Костяева Н.А., Кузнецова Е.В. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов//Педагогическая мастерская. – №9 (45). – 2015.- с. 18-22.
6. Лебедева И.В., Аксёнов С.И. Учитель или коуч? // Современные проблемы науки и образования. – Пенза. – Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания». – 2014. – с. 807-814.
7. Леонтьева Е.Ю., Быковская Т.Ю. Технологии коучинга в формировании мотивации к личной гигиене полости рта у студентов медиков// Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2015. №5-6 (18). – с. 22-26.
8. Мартюшева И.А., Еловикова Т.М. Оценка здорового образа жизни студентов IV курса стоматологического факультета как ведущий фактор в повышении качества обучения // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования – к качеству медицинской помощи» – Екатеринбург: УГМУ, 2016. – с. 262-268.