студент с 01.09.2014 по настоящее время
ДГТУ (Экономическая безопасность, учет и право )
студент с 01.09.2014 по настоящее время
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
сотрудник
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
ГРНТИ 10.01 Общие вопросы
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 670 Общая теория права
ТБК 75 Право. Юридические науки
Статья раскрывает содержание некоторых коррупционных деяний. Определяет сферы действия коррупционных преступлений. Обозначает индекс восприятия коррупции в Российской Федерации. Выявляет минусы, которые негативно влияют на методы борьбы с коррупцией. Рассматривает ответственность за коррупционные деяния. Определяет меры по выработке эффективной антикоррупционной политики.
коррупция, антикоррупционная политика, Российская Федерация, противодействие коррупции, гражданское общество, уголовная ответственность
Маилян Л.Д., доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» ФГБОУ ДГТУ», Ростов-на-Дону, Россия;
Михайлова Ю.С., студентка 5 курса кафедры «Экономическая безопасность,
учет и право», ФГБОУ ДГТУ», Ростов-на-Дону, Россия;
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Статья раскрывает содержание некоторых коррупционных деяний. Определяет сферы действия коррупционных преступлений. Обозначает индекс восприятия коррупции в Российской Федерации. Выявляет минусы, которые негативно влияют на методы борьбы с коррупцией. Рассматривает ответственность за коррупционные деяния. Определяет меры по выработке эффективной антикоррупционной политики.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, Российская Федерация, противодействие коррупции, гражданское общество, уголовная ответственность
Mailyan L.D., associate Professor, Department of Economic security, accounting and law, Rostov-on-don, Russia;
19liechka84@mail.ru
Mikhaylova J. S., 5th year student of the Department " Economic security,
accounting and law", FGBOU DSTU, Rostov-on - don, Russia;
ACTUAL PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN MODERN RUSSIA
Abstract.The article reveals the content of some corruption acts. Defines the scope of corruption crimes. Denotes the corruption perception index in the Russian Federation. Identifies the disadvantages that adversely affect the methods of combating corruption. Considers responsibility for acts of corruption. Defines measures to develop an effective anti-corruption policy.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, Russian Federation, anti-corruption, civil society, criminal liability
На данном этапе российское государство ставит перед собой задачи, связанные с реформой установления новых отношений, которые помогутсформировать сильное правовое государство. Негативно влияет на этот процесс становления коррупционные действия, которые распространяются очень быстро и тормозят развитие государства. Особенно заметной становится власть коррупции в аппарате чиновников. Она стремительно распространяется на все уровни власти, что ведет за собой ухудшение развития страны, рост теневой экономики, рост преступности, в связи с отсутствием справедливой системы. Это влияние очень быстро охватывает широкие круги населения и ведет к упадку малого и среднего бизнеса.
Государственная политика по борьбе с коррупционными действиями должна быть направлена на борьбу с проявлением данного «зла» как в руководящих аппаратах, так и среди простого населения. Эффект возможен тогда, когда действия по борьбе с взяточничеством будут проводиться в системе и целенаправленно во всех структурах. Лишь в этом варианте антикоррупционная политика захватит все уровни. Для эффективности данной политики должна проводиться информационно-аналитическая работа, включая профилактическую и правоприменительную[4, с. 41].
Активная работа в этой области начала свое действие в 2008 году. Был издан закон «Омерах по противодействию коррупции», в котором указывались меры влияния на предполагаемого нарушителя. На усиление действия первого закона, принимается второй закон «О противодействии коррупции», в котором более конкретно указывается на противокоррупционные принципы и действия, которые будут приняты в случае нарушения. Конечно, хотелось бы, чтобы они действовали максимально, но пока очень тяжело так утверждать. Теория и практика имеет свои значительные расхождения.
Эти меры были приняты и стали основой политики Российской Федерации по борьбе с коррупцией. С положительной стороны влияет на проведение профилактической работы на этом уровне политика сотрудничества с другими правовыми государствами. Действует конвенция ООН по борьбе с коррупционным влиянием, а также договоры Европейского союза, в которых речь идет об ответственности за коррупционные действия на территории государства и за его пределами [5].
Усиление контрольного надзора за деятельностью предприятий дает хорошие результаты. По данным статистики МВД России выявлено и привлечено к уголовной ответственности значительное количество физических и юридических лиц за коррупционные действия в особо крупных размерах и действий средней тяжести. За год профилактической работы число злодеяний уменьшилось, что говорит о целесообразности и эффективности проводимых мер. Наказание за преступление несут все участники сделки, не исключая посредников. Министерство Юстиции разрабатывает правовые акты и воздействует непосредственно на проблему. Согласно данным, разрабатывается значительное количество правовых актов, которые непосредственно влияют на процесс.
Необходимо отметить, что очень важно задействовать влияние антикоррупционной политики на все общество, и только тогда можно достигнуть результата. Сознание многих граждан очень помогает выявить преступные действия и наказать виновных.
Создаются независимые противокорупционные движения. Они разделены по направлениям и каждая занимается своей работой. В частности, общими усилиями государства и населения, неравнодушного к происходящему, удалось улучшить ситуацию в стране. Но полностью искоренить коррупцию не удалось. Продолжается работа по принятию законодательных мер, касающихся этого. Очень коррумпированными сферами по-прежнему остаются:
- система образования;
- суд;
- медицинские услуги;
- полиция;
- бизнес.
Определить уровень коррупции приблизительно можно по данным ИВК. Именно он является индексом восприятия коррупции. Для того, чтобы провести его расчет, необходимо проводить опросы, независящие ни от кого. Этот индекс фигурирует непосредственно в отчетах организации, которая не относится к государственной и имеет название TransparencyInternational.В 2017 году Российская Федерация находилась на 131 месте среди других стран по экономическим злодеяниям. Благодаря проводимой политике, коррупция снизилась на 8% с начала следующего года[7].
Хоть этот показатель невысок, но дает возможность увидеть рост и спрогнозировать значительные изменения. Борьба с коррупцией – это непрерывный процесс и только реформирование политики, которая бы отвечала за борьбу с коррупцией и введение конкретных понятий приведет к достижению поставленных целей. Но на данном этапе мы можем констатировать лишь убытки со стороны государства.
Для улучшения эффективности проводимых действий необходимо повлиять на исполнительную власть, которая в тени бюрократизма проводит неправомерные действия. Защитив простых граждан от влияния аппарата чиновников, снизится рост преступности.
Существует ряд факторов, которые являются препятствием на пути эффективной и целенаправленной борьбы с коррупцией.
Первое - на сегодняшний день остается еще очень большое количество «минусов», что относятся к организационно-институциональному характеру. Именно они дают возможность коррупции безнаказанно развиваться.
Второе – нынешняя исполнительная власть занимается не наведением порядка в стране, а попросту стала какой-то структурой бюрократии.
Каков же выход из сложившейся ситуации? Необходимо вводить новые законы, которые совершат преобразование в кадровой политике: детальное регулирование юридических процедур взаимоотношений граждан со всеми субъектами исполнительной власти, защиты прав граждан от произвола администрации, социально-правовой контроль за деятельностью органов исполнительной власти, расширение гласности деятельности чиновников. Также стоит обратить внимание на введение контроля, который будет направлен не только на те органы, которые задействованы в исполнительной власти, но и на обычных граждан, в которых есть желание давать взятки.
Есть немалое количество сфер социальных отношений, которые не в полной мере регулируются правом в аспекте их незащищенности перед коррупцией. Русские ученые современности неоднократно о них вспоминают и даже привели не один пример в своих исследованиях. Разберем несколько таких примеров. Коррупция в области правотворчества – одна из самых страшных для социума разновидностей коррупции, она основывается как на праве, так и на аспектах, не касающихся юриспруденции, к примеру, идеологии, а исходя из этого, перебороть ее крайне непросто.
Для победы над коррупционными рисками в правотворческой сфере антикоррупционной политики нужно объединить все составляющие аппарата государственной власти. На мой взгляд, управление этой отраслью антикоррупционной политики нужно доверить органам Генпрокуратуры Российской Федерации. Огромное количество коррупционных угроз находится в области аграрных отношений.
Еще одна область правовых отношений, которая требует правового вмешательства – это физкультура и спорт. Правовое регулирование физкультуры и спорта подвержено коррупционным рискам [1, С. 198–201].
Есть и иные примеры недочетов в правовом регулировании и практике применения нормативно-правовых документов. Можно утверждать, что коррупционные действия являются не соответствующими правовым актам, нарушающими законодательство и составляют угрозу для общества. Они проявляются в области экономики, политики, в социальной и других сферах, а также в государственном управлении.
За коррупционные деяния, согласно нормативно-правовым актам, предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Но правовые акты, предусматривающие наказание за злоупотребление служебным положением, имеют много недочетов и на сегодняшний день их применение почти невозможно. В декабре 2003 года в уголовный кодекс были внесены поправки, согласно которым отменялась конфискация имущества, она была заменена штрафными санкциями. Такая реформа проводилась со ссылкой на либерализацию.
Подобное наказание будет абсолютно мизерным для чиновника, который успел «накопить» за период службы состояние в десятки раз больше, чем сумма штрафа. Как видим, обстоятельства складываются таким образом, что законы создаются, учитывая интересы крупных бизнесменов и под наблюдением политической элиты, а не основываются на нуждах общества в целом. Обстоятельства, при которых траты значительно больше, чем законные доходы, в соответствии со ст.20 Конвенции ООН о противодействии коррупционным деяниям именуют незаконным обогащением. Но, увы, именно эту конкретную статью Российская Федерация не включила в состав действующих на территории государства.
Еще один значительный факт, на результативность борьбы с коррупцией во многом влияет и такой сектор, как гражданское общество. В условиях современности нужно, на мой взгляд, содействие со стороны государства в формировании общероссийской сети субъектов гражданских объединений, которые будут принимать участие в антикоррупционном противостоянии. Кроме этого, содействие необходимо и работе общественных организаций, которые функционируют с целью разоблачения коррупционных деяний в России, наблюдение за методологией их осуществления, и обнародование собранных данных.
Изучение вопросов вырабатывания и выполнения стратегии общенационального коррупционного противостояния должно быть комплексным и разносторонним, распространяться на всю систему правоведения и все знания, связанные с применением нормативно-правовых актов. Исходя их этого, одним из главных направлений антикоррупционных мероприятий должна быть перемена взглядов общественности, осознания коррупции.
Каждый человек обязан понимать, насколько существенна проблема коррупции, но помимо этого, еще и необходимо понимание, что предпринять, чтобы ее устранить. Уровень доверия людей формируется под влиянием того, насколько эффективно выполняются принятые меры, и как они влияют на действия госслужащих и народа в целом. Анализируя опыт некоторых государств видно, что в процессе вырабатывания восприятия обществом антикоррупционных мероприятий приходит переломный момент, при достижении которого крупные политики и бизнесмены больше не способны игнорировать реакции общественности.
В этом контексте весьма кстати будет высказывание президента России Владимира Путина, о том, что никакие задания, которые поставлены перед государством, нельзя выполнить без гарантии прав и свобод каждого человека и без организованности государственной власти, без усовершенствования демократиии гражданского общества.
Список литературы:
- Арсеньев С. А. Антикоррупционная политика в сфере физической культуры и спорта // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Материалы межвузовской научной студенческой конференции. 2016. С. 198–201.
- Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. — 2016. № 3. — с. 111–114.
- Молотков С. Н. Государственная антикоррупционная политика в современной России. // Политическое управление: научный информационно-обозревательный журнал. 2017. № 3 (06)
- Номоконов В. А. Антикоррупционная политика: проблемы формирования и реализации // Таможенная политика на Дальнем Востоке. — 2017. № 8 (53). С. 41
- Петрик А. С. Коррупция в сфере правотворческой деятельности как особая форма коррупционных правонарушений // Молодой ученый. 2016. № 26 (130).
- Попова О. В. Борьба с коррупцией в Российской Федерации как инновационный проект гражданского общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. № 4. С. 155.
- Сведения о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации [сайт]. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/svedeniya-za-yanvar-dekabr-2017.
References:
1. Arsenyev S. A. anti-Corruption policy in the sphere of physical culture and sports // in the collection: Actual problems of lawmaking and law enforcement. Materials of interuniversity scientific student conference. 2016. P. 198-201.
2. Kuzmin I. A., Yurkovski A. V. national system of law and legislation: the view of prosecutors // the State service. - 2016. No. 3. - p. 111-114.
3. Hammers S. N. State anti-corruption policy in modern Russia. // Political management: scientific information and review journal. 2017. № 3 (06)
4. Nomokonov V. anti-Corruption policy: problems of formation and implementation of Customs policy in the far East. - 2017. № 8 (53). P. 41
5. Petrik A. S. corruption in the field of lawmaking as a special form of corruption offenses // the Young scientist. 2016. № 26 (130).
6. Popova O. V. Struggle against corruption in the Russian Federation as an innovative project of civil society // Political expertise: POLITEKS. 2017. No. 4. P. 155.
7. Information on the activities of the Ministry of justice of the Russian Federation and its territorial anti-corruption bodies [Electronic resource] // Ministry of justice of the Russian Federation [website]. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/svedeniya-za-yanvar-dekabr-2017.
1. Арсеньев С. А. Антикоррупционная политика в сфере физической культуры и спорта // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Материалы межвузовской научной студенческой конференции. 2016. С. 198–201.
2. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. — 2016. № 3. — с. 111–114.
3. Молотков С. Н. Государственная антикоррупционная политика в современной России. // Политическое управление: научный информационно-обозревательный журнал. 2017. № 3 (06)
4. Номоконов В. А. Антикоррупционная политика: проблемы формирования и реализации // Таможенная политика на Дальнем Востоке. — 2017. № 8 (53). С. 41
5. Петрик А. С. Коррупция в сфере правотворческой деятельности как особая форма коррупционных правонарушений // Молодой ученый. 2016. № 26 (130).
6. Попова О. В. Борьба с коррупцией в Российской Федерации как инновационный проект гражданского общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. № 4. С. 155.
7. Сведения о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации [сайт]. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/svedeniya-za-yanvar-dekabr-2017.