Брянск, Брянская область, Россия
, Россия
ГРНТИ 50.07 Теоретические основы вычислительной техники
ББК 3297 Вычислительная техника
В статье обсуждается феномен визуализации в социально-гуманитарных исследованиях, а также в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. Рассматривается два приема визуализации в социально-гуманитарных дисциплинах. Первый основан на привлечении готовых визуальных документов (фотографий, кадров кинохроники и т.п.). В качестве второго приема визуализации рассматривается визуальное представление знаний. Приводятся примеры визуального представления знаний, связанные с анализом процессов перевооружения армии и причин поражения Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.
визуализация знаний, визуализация, визуальная модель, визуальная эпистемология, социально-гуманитарное знание
1. Кoшлакoв Д.М. Визуализация знаний в анализе перевооружения армии с позиции военной эргономики (содержательные примеры) // Эргодизайн. 2019. № 3 (5). С. 127–137.
2. Самутина Н. Реальный фантастический вариант, или Что хотел сказать редактор-составитель // Фантастическое кино. Эпизод первый: сб. ст. / Сост. и науч. редактор – Н.Самутина. М.: НЛО, 2006. С. 19–31.
3. Сторонин В.В. Аналитика и техническая оснащенность военной организации России // Будущее аналитики: От азбучных истин к системе аналитических центров. М.: Научный эксперт, 2013. С. 78–85.
4. Bredekamp H. Gazing Hands and Blind Spots: Galileo as Draftsman // Science in Context. 2000. Vol. 13. № 3–4. P. 423- 462.
5. Cat J. On Understanding: Maxwell on the Methods of Illustration and Scientific Metaphor // Studies in History and Philosophy of Modern Physics. 2001. Vol. 32. № 3. P. 395–441.
6. Gooding D. Visualisation, inference and explanation in the sciences // Studies in Multidisciplinarity. 2004. Vol. 2. P. 1–25.
7. Gooding D.С. From Phenomenology to Field Theory: Faraday’s Visual Reasoning // Perspectives on Science. 2006. Vol. 14. № 1. P. 40–65.
8. Klinke H. Introduction: the Image and the Mind // Art Theory as Visual Epistemology, ed. by H.Klinke. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2014. P. 1–10.