Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье выполнен аналитический обзор по проектам федеральных законов «О цифровых финансовых активах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», отмечены слабые стороны данных законопроектов и нормативных документов, регулирующих создание, организацию, выпуск и обращение цифровых финансовых активов.

Ключевые слова:
Технология блокчейн, токен, инвестиции, криптовалюта, майнинг, механизм ценообразования, национальная валюта, цифровая платформа, цифровой финансовый актив
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Регуляторы по всему миру обеспокоены тем, что технология блокчейн может иметь ряд несоответствий с Общим регламентом по защите персональных данных (GDPR), вступившим в силу в мае 2018. В частности, GDPR подразумевает правительство пользователей на изменение или удаление данных, чего фактически нельзя сделать в блокчейне. Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России в июне 2019 г. сделала Заключение по проектам федеральных законов «О цифровых финансовых активах» (ФЗ № 419059-7) и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (ФЗ № 419090-7). Комиссией отмечены слабые стороны данных законопроектов, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Слабые стороны нормативных документов, регулирующих создание, организацию, выпуск и  обращение цифровых финансовых активов

 

слабая сторона

комментарий

1

2

3

1

Регулирование предполагается только для определенных видов цифровых активов

законопроекты в первую очередь нацелены на регулирование отдельного вида цифровых активов, оставляя за рамками вопросы регулирования «цифровых операционных знаков», созданных внутри информационной системы – такая возможность допускается по специальному разрешению Банка России, но это может препятствовать полноценному применению новых технологий

 

 2

Терминология законопроектов не согласована

Согласно проекту закона «О краудфандинге», инвестиции в цифровые права делятся на инвестиции в цифровые финансовые активы и инвестиции в цифровые права утилитарного назначения; понятие «цифровой финансовый актив» отсылает к соответствующему законопроекту, где отсутствует четкое определение видов цифровых финансовых активов.

 

 3

Возможности физических лиц ограничены

законопроекты не регулируют куплю-продажу крипто-активов физическими лицами без посредников, то есть через биржи и обменники; законопроект «О краудфандинге» ограничивает возможности физических лиц по использованию краудфандинговых платформ; регуляторам необходимо определить позицию в отношении некоммерческих инициатив.

4

Максимальный порог инвестиций в цифровые активы слишком низок

занижена предельная сумма инвестиций в цифровые активы: сейчас для граждан она составляет 600,000 рублей в год.

 

 5

Законопроекты предлагают ввести централизованного посредника

введение централизованного посредника (оператора информационной системы) создаст угрозу для безопасности блокчейн-сети и ее работоспособности; целостность информации в блокчейне в первую очередь обеспечивается технологическими и программными методами, а централизованный оператор сможет не только влиять на работу сети, но и препятствовать ее функционированию.

6

Отсутствие регулирования децентрализованных систем

отсутствие в данных законопроектах признаков децентрализованных систем во взаимосвязи с нормой о цифровых правах создаст условия для признания незаконными сделок с цифровыми продуктами, которые базируются на децентрализованных публичных реестрах.

7

Отсутствие публичных отчетов и консультативной практики для участников рынка цифровых финансовых активов

необходимо создание регулярной консультативной комиссии

8

Не предусмотрена возможность работы с иностранными инвесторами через зарубежные банковские счета

ограничивает возможности привлечения инвестиций, а также использования привычного зарубежным юристам инструментария

9

Отсутствие кросс-курса

хозяйственные операции должны отражаться в налоговом и бухгалтерском учете в национальной валюте

 

 10

Отсутствие страхования при инвестировании в цифровые активы

необходимо создать аналог системы страхования банковских вкладов

11

Отсутствие четкого определения запрещенных видов рекламы цифровых финансовых активов

необходимо определение конкретных способов и видов рекламы цифровых финансовых активов, которые подпадают под запрет

 

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они способны существенным образом снизить риски и барьеры, связанные с использованием новых цифровых активов на территории России.

Регуляторы по всему миру обеспокоены тем, что технология блокчейн может иметь ряд несоответствий с Общим регламентом по защите персональных данных (GDPR), вступившим в силу в мае 2018. В частности, GDPR подразумевает правительство пользователей на изменение или удаление данных, чего фактически нельзя сделать в блокчейне. Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России в июне 2019 г. сделала Заключение по проектам федеральных законов «О цифровых финансовых активах» (ФЗ № 419059-7) и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (ФЗ № 419090-7). Комиссией отмечены слабые стороны данных законопроектов, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Слабые стороны нормативных документов, регулирующих создание, организацию, выпуск и  обращение цифровых финансовых активов

 

слабая сторона

комментарий

1

2

3

1

Регулирование предполагается только для определенных видов цифровых активов

законопроекты в первую очередь нацелены на регулирование отдельного вида цифровых активов, оставляя за рамками вопросы регулирования «цифровых операционных знаков», созданных внутри информационной системы – такая возможность допускается по специальному разрешению Банка России, но это может препятствовать полноценному применению новых технологий

 

 2

Терминология законопроектов не согласована

Согласно проекту закона «О краудфандинге», инвестиции в цифровые права делятся на инвестиции в цифровые финансовые активы и инвестиции в цифровые права утилитарного назначения; понятие «цифровой финансовый актив» отсылает к соответствующему законопроекту, где отсутствует четкое определение видов цифровых финансовых активов.

 

 3

Возможности физических лиц ограничены

законопроекты не регулируют куплю-продажу крипто-активов физическими лицами без посредников, то есть через биржи и обменники; законопроект «О краудфандинге» ограничивает возможности физических лиц по использованию краудфандинговых платформ; регуляторам необходимо определить позицию в отношении некоммерческих инициатив.

4

Максимальный порог инвестиций в цифровые активы слишком низок

занижена предельная сумма инвестиций в цифровые активы: сейчас для граждан она составляет 600,000 рублей в год.

 

 5

Законопроекты предлагают ввести централизованного посредника

введение централизованного посредника (оператора информационной системы) создаст угрозу для безопасности блокчейн-сети и ее работоспособности; целостность информации в блокчейне в первую очередь обеспечивается технологическими и программными методами, а централизованный оператор сможет не только влиять на работу сети, но и препятствовать ее функционированию.

6

Отсутствие регулирования децентрализованных систем

отсутствие в данных законопроектах признаков децентрализованных систем во взаимосвязи с нормой о цифровых правах создаст условия для признания незаконными сделок с цифровыми продуктами, которые базируются на децентрализованных публичных реестрах.

7

Отсутствие публичных отчетов и консультативной практики для участников рынка цифровых финансовых активов

необходимо создание регулярной консультативной комиссии

8

Не предусмотрена возможность работы с иностранными инвесторами через зарубежные банковские счета

ограничивает возможности привлечения инвестиций, а также использования привычного зарубежным юристам инструментария

9

Отсутствие кросс-курса

хозяйственные операции должны отражаться в налоговом и бухгалтерском учете в национальной валюте

 

 10

Отсутствие страхования при инвестировании в цифровые активы

необходимо создать аналог системы страхования банковских вкладов

11

Отсутствие четкого определения запрещенных видов рекламы цифровых финансовых активов

необходимо определение конкретных способов и видов рекламы цифровых финансовых активов, которые подпадают под запрет

 

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они способны существенным образом снизить риски и барьеры, связанные с использованием новых цифровых активов на территории России.

Регуляторы по всему миру обеспокоены тем, что технология блокчейн может иметь ряд несоответствий с Общим регламентом по защите персональных данных (GDPR), вступившим в силу в мае 2018. В частности, GDPR подразумевает правительство пользователей на изменение или удаление данных, чего фактически нельзя сделать в блокчейне. Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России в июне 2019 г. сделала Заключение по проектам федеральных законов «О цифровых финансовых активах» (ФЗ № 419059-7) и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (ФЗ № 419090-7). Комиссией отмечены слабые стороны данных законопроектов, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Слабые стороны нормативных документов, регулирующих создание, организацию, выпуск и  обращение цифровых финансовых активов

 

слабая сторона

комментарий

1

2

3

1

Регулирование предполагается только для определенных видов цифровых активов

законопроекты в первую очередь нацелены на регулирование отдельного вида цифровых активов, оставляя за рамками вопросы регулирования «цифровых операционных знаков», созданных внутри информационной системы – такая возможность допускается по специальному разрешению Банка России, но это может препятствовать полноценному применению новых технологий

 

 2

Терминология законопроектов не согласована

Согласно проекту закона «О краудфандинге», инвестиции в цифровые права делятся на инвестиции в цифровые финансовые активы и инвестиции в цифровые права утилитарного назначения; понятие «цифровой финансовый актив» отсылает к соответствующему законопроекту, где отсутствует четкое определение видов цифровых финансовых активов.

 

 3

Возможности физических лиц ограничены

законопроекты не регулируют куплю-продажу крипто-активов физическими лицами без посредников, то есть через биржи и обменники; законопроект «О краудфандинге» ограничивает возможности физических лиц по использованию краудфандинговых платформ; регуляторам необходимо определить позицию в отношении некоммерческих инициатив.

4

Максимальный порог инвестиций в цифровые активы слишком низок

занижена предельная сумма инвестиций в цифровые активы: сейчас для граждан она составляет 600,000 рублей в год.

 

 5

Законопроекты предлагают ввести централизованного посредника

введение централизованного посредника (оператора информационной системы) создаст угрозу для безопасности блокчейн-сети и ее работоспособности; целостность информации в блокчейне в первую очередь обеспечивается технологическими и программными методами, а централизованный оператор сможет не только влиять на работу сети, но и препятствовать ее функционированию.

6

Отсутствие регулирования децентрализованных систем

отсутствие в данных законопроектах признаков децентрализованных систем во взаимосвязи с нормой о цифровых правах создаст условия для признания незаконными сделок с цифровыми продуктами, которые базируются на децентрализованных публичных реестрах.

7

Отсутствие публичных отчетов и консультативной практики для участников рынка цифровых финансовых активов

необходимо создание регулярной консультативной комиссии

8

Не предусмотрена возможность работы с иностранными инвесторами через зарубежные банковские счета

ограничивает возможности привлечения инвестиций, а также использования привычного зарубежным юристам инструментария

9

Отсутствие кросс-курса

хозяйственные операции должны отражаться в налоговом и бухгалтерском учете в национальной валюте

 

 10

Отсутствие страхования при инвестировании в цифровые активы

необходимо создать аналог системы страхования банковских вкладов

11

Отсутствие четкого определения запрещенных видов рекламы цифровых финансовых активов

необходимо определение конкретных способов и видов рекламы цифровых финансовых активов, которые подпадают под запрет

 

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они способны существенным образом снизить риски и барьеры, связанные с использованием новых цифровых активов на территории России.

Список литературы

1. Пещеров А. И. Понятие и место криптовалюты в системе денежных средств // Юридическая мысль. — 2016. — Т. 95, № 3. — С. 130—138.

2. John Stevenson. Getting started with Litecoins (after Bitcoin). — John Stevenson, 2013-12-29. — 82 с.

3. Артем Генкин, Алексей Михеев. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 592 с. — ISBN 978-5-9614-6558-7

4. Мащенко П. Л., Пилипенко М. О. Технология Блокчейн и ее практическое применение // Наука, техника, образование. — Олимп, 2017. — № 32. — С. 61—64.

5. Melanie Swan. Blockchain: Blueprint for a New Economy. — O'Reilly Media, Inc., 2015. — 152 с. — ISBN 978-1-4919-2047-3. В русском переводе Мелани Свон. Блокчейн: Схема новой экономики. — Олимп-Бизнес, 2016. — 240 с. ISBN 978-5-9693-0360-7

6. Уильям Могайар, Виталик Бутерин. Блокчейн для бизнеса. — М.: Эксмо, 2017. — 224 с. — ISBN 978-5-699-98499-2.

7. Алекс Тапскотт, Дон Тапскотт. Технология блокчейн - то, что движет финансовой революцией сегодня. — М.: Эксмо, 2017. — 448 с. — ISBN 978-5-699-95092-8.

8. Лоран Лелу. Блокчейн от А до Я. Все о технологии десятилетия. — М.: Эксмо, 2018. — 256 с. — ISBN 978-5-699-98942-3.

9. Patt Tomas. Cryptocurrency 101:: A Beginners Guide To Understanding Cryptocurrencies and Tow To Make Money From Trading. — Pronoun, 2017-10-10. — 28 с. — ISBN 9781537829951

Войти или Создать
* Забыли пароль?