Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Россия
В этой статье обсуждается мотивация к познавательной деятельности при организации учебного процесса на факультете стоматологии с использованием различных комплексов. Рассмотрены аспекты взаимосвязи образовательной деятельности и профессиональных навыков в развитии личностных и этических качеств будущего стоматолога.
Современное медицинское образование, мотивация, познавательная деятельность
В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов стоматологического профиля приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику медицинского вуза особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность, умение сочувствовать, навыки общения на основе взаимопонимания, знание медицинской этики и деонтологии.
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов- стоматологов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами, одним из которых является степень адекватности мотивационных установок поступления и осознание значения получаемой профессии. При этом мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования социально зрелой личности.
Проблема мотивации обучения является одной из фундаментальных. Современное общество нуждается в человеке, способном клинически мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, других людей и окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие познавательной мотивации студента.
Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-стоматолога предъявляет новые требования к организации образования в системе высшего профессионального образования, так как в обществе все более возрастает необходимость развития потенциала личности будущего специалиста-медика [1—4].
В образовании существуют положительные атрибуты свободы: действовать, изменять, создавать и вдохновлять. При этом актуальнейшим аспектом образования является все более повышающийся интерес к комплексному подходу формирования и повышения уровня мотивационных аспектов в обучении.
Вопрос развития мотивации познавательных способностей студента-стоматолога стоматологического факультета рассматривается как один из составляющих профессиональной подготовки, как содержательный элемент целостного образовательного процесса, разработка которого позволит сделать заключение и выводы о специфике, направленности и содержании учебной деятельности [5].
Разработка концепций мотивации образовательного процесса основана на комплексных подходах и является важной современной проблемой в сфере подготовки специалистов стоматологического профиля. Это требует от всех участников образовательного процесса серьезной научно-теоретической подготовки и понимания специфики деятельности будущего врача-стоматолога. Существуют различные способы мотивации, из которых можно выделить следующие:
нормативная мотивация — побуждение обучающегося к определенному поведению посредством психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования;
стимулирование — воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ: стимулов, оценок, побуждающих студента к определенному поведению.
Главной особенностью подготовки будущих врачей-стоматологов мы считаем комплексный характер подхода к формированию и повышению уровня познавательной мотивации. Именно это определяет особенности содержания и методов подготовки обучающихся к врачебной практике, их направленность на самостоятельную познавательную деятельность.
Наряду с формированием специальных знаний, научно-материалистического мировоззрения, общественной активности, ответственного отношения к делу, развитием организаторских способностей встает как одна из основных задач проблема развития личностных качеств обучающихся, воспитание у него потребности в творческой деятельности, умения находить индивидуальный подход к пациенту, сочувствии [6].
В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. В их поведении иногда проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, существуют несоответствия ожиданий, представлений о профессии медика реалиям ее освоения. Каждый возраст имеет доминирующие характеристики: социальная ситуация развития человека, ведущий вид деятельности, важнейшие психические новообразования.
Важнейшим параметром, традиционно определяющим продвижение обучающихся в образовательном процессе, является его личностная заинтересованность или мотивация учения.
Цель исследования — анализ мотивации к познавательной деятельности обучающихся на стоматологическом факультете БГМУ.
Результаты и их обсуждение
Наши наблюдения показывают, что первый кризис у обучающихся проявляется в самом начале учебы. Первокурсникам трудно перестроиться без посторонней помощи, у них появляется чувство тревожности, они испытывают неуверенность в себе, сомнения в правильности профессионального выбора. К сожалению, иногда преподаватели не обладают достаточной профессиональной компетентностью, позволяющей им поддержать студентов в этот сложный адаптационный период.
Важнейшим фактором преодоления данного кризиса становится развитие обучающегося как субъекта учебной деятельности, формирование у него позитивной мотивации учения, что существенно влияет как на дальнейшее профессиональное самоопределение, так и на эмоциональное восприятие образовательной среды.
Второй кризис наступает после первой практики в учреждениях здравоохранения и на пятом курсе, когда срабатывает эффект "когнитивного диссонанса", т.е. обучающийся располагает двумя психологическими противоречивыми "знаниями" о медицине, деятельности, социальном статусе и о профессиональном престиже.
Обучающиеся старших курсов, как правило, одновременно с учебой решают и иные проблемы: они стремятся найти работу по специальности, определяют личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это вместе взятое вступает в противоречие с достаточно регламентированной жизнедеятельностью вуза, что затрудняет развитие профессионального самосознания, познавательных интересов, коммуникативной культуры — ведущих видов деятельности и психических новообразований, характерных для студенчества как специфической возрастной и социально-профессиональной группы. Именно этими обстоятельствами можно объяснить некоторое падение интереса к учебе у студентов от курса к курсу.
С одной стороны, теоретические, нормативные знания, полученные в процессе изучения профессиональных дисциплин, с другой, реалии современной системы работы, перегрузки, проблемы общения, невысокая зарплата медицинского персонала и т.п. Преодоление этого диссонанса становится важным стимулом профессионального выбора обучающегося, так как оказывает существенное влияние на пересмотр сложившихся стереотипов, мотивов выбора профессии, отношения к учебной деятельности и самооценку себя как профессионально успешного человека.
Оба названных кризиса влияют как на динамику когнитивных составляющих личности обучающегося (особенности мотивов учения и познавательных процессов, сформированность учебной деятельности и профессиональных умений), так и на развитие профессионально-личностных качеств, этических установок и ценностных ориентаций будущего врача-стоматолога.
Становление будущего врача-стоматолога как высококвалифицированного специалиста возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении.
Выводы
Повышение мотивации к познавательной деятельности в учебном процессе будущих врачей-стоматологов необходимо для осуществления избранной в дальнейшем профессиональной деятельности, при этом научный путь решения поставленной проблемы связан с разработкой концепции образовательного процесса с точки зрения развития их познавательного потенциала.
Становится очевидным, что при этом необходима определенная система средств и способов организации мышления обучающихся, которая позволит самостоятельно строить цели медицинского исследования, разрабатывать поставленные задачи и успешно использовать результаты в медицинской практике, а также в образовательном пространстве.
1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Переход к системе аккредитации специалистов в Российской Федерации / В. В. Викторов, Г. Р. Башарова, М. Ф. Кабирова, О. С. Целоусова, Л. В. Волевач // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». – Уфа, 2017. – С. 70–73.
2. Методологические аспекты реализации концепции непрерывного медицинского образования в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» на базе института дополнительного профессионального образования / В. В. Викторов, Г. Р. Башарова, М. Ф. Кабирова, Г. П. Ширяева, Л. В. Волевач // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». – Уфа, 2017. – С. 73–74.
3. Аспекты формирования информационной образовательной среды медицинского вуза / Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Н. Усманова, И. Р. Усманов // Электронные образовательные технологии реализации программ ФГОС ВО по подготовке специалистов : материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. – Уфа, 2016. – С. 83–84.
4. Актуальность совершенствования мануальных навыков врачей-стоматологов в системе последипломного образования / И. Н. Усманова, Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Р. Усманов // Электронные образовательные технологии реализации программ ФГОС ВО по подготовке специалистов : материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. – Уфа, 2016. – С. 244–245.
5. Итоги проведения первичной аккредитации выпускников стоматологического факультета уральского государственного медицинского университета в 2016 году. Перспективы аккредитации стоматологов / С. М. Кутепов, Н. С. Давыдова, Т. В. Бородулина, Ю. В. Мандра, Л. И. Ворожцова, С. Е. Жолудев // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 93–100.
6. Иванова, Е. С. Эффективность психологического консультирования администрации и персонала реорганизуемого стоматологического учреждения / Е. С. Иванова, А. Ф. Чернавский, И. А. Петров // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 4. – С. 75–83.