Благовещенск, Амурская область, Россия
Благовещенск, Амурская область, Россия
УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
ГРНТИ 76.29 Клиническая медицина
ОКСО 31.06.2001 Клиническая медицина
ББК 54 Клиническая медицина
ТБК 571 Медикобиологические дисциплины
ТБК 5763 Беременность. Вскармливание и уход за новорожденными детьми
BISAC MED014000 Clinical Medicine
BISAC MED015000 Critical Care
BISAC MED033000 Gynecology & Obstetrics
С целью оценки участия иммуноглобулина G (IgG) в изменении регуляции кровотока в маточных артериях проведен анализ зависимости между содержанием сывороточного IgG и систоло-диастолическим отношением в правой и левой маточных артериях у женщин с физиологическим течением беременности и с обострением цитомегаловирусной инфекции во втором триместре гестации, приводящем к развитию хронической компенсированной плацентарной недостаточности.
иммуноглобулин G, систоло-диастолическое отношение, маточная артерия, цитомегаловирус, беременность
Инфекционные заболевания у беременных часто сопровождаются нарушением В-клеточного иммунитета, приводящим к увеличению в сыворотке крови неспецифического иммуноглобулина G (IgG) [2], который снижает риск развития претромботического состояния [11]. При вирусных инфекциях IgG участвует в активации комплемента и формировании иммунных комплексов, которые адсорбируются на поверхности эндотелия [5] и могут изменять сосудистое сопротивление кровеносных сосудов. Несмотря на известную роль иммуноглобулинов в регуляции кровотока до настоящего времени не показана зависимость изменения концентрации IgG и СДО в маточных артериях при обострении цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ), приводящем к развитию хронической плацентарной недостаточности различной степени тяжести.
Цель работы – изучить взаимосвязь иммуно-допплерометрических показателей при формировании плацентарной недостаточности у женщин с обострением ЦМВИ во втором триместре беременности.
Материалы и методы исследования
Изучалась концентрация в сыворотке крови IgG и СДО в правой (ПМА) и левой (ЛМА) маточных артериях у 90 женщин на 21-24 неделях гестации с различным течением беременности. Ретроспективно было выделено три группы. В первую группу вошли 30 серонегативных женщин с физиологической беременностью, во вторую группу - 30 пациенток с обострением ЦМВИ, приводящим к развитию хронической компенсированной плацентарной недостаточности и в третью группу – 30 женщин с обострением ЦМВИ, инициирующим формирование хронической субкомпенсированной плацентарной недостаточности.
Критерии включения
1. Возраст женщин 18-30 лет.
2. Беременные, не имеющие в анамнезе генетических, эндокринных, аутоиммунных и анатомических причин угрозы невынашивания.
3. Обострение ЦМВИ у женщин на 21-24 неделях беременности, приводящее к развитию хронической компенсированной плацентарной недостаточности.
4. Обострение ЦМВИ у женщин на 21-24 неделях беременности, приводящее к развитию хронической субкомпенсированной плацентарной недостаточности.
5. Беременные, не имеющие маркеров острой респираторной вирусной инфекции, инфекций, передающихся половым путем, врожденных пороков развития, среднетяжелой и тяжелой соматической и акушерской патологии с нарушением функции органов и систем.
6. Получение у пациенток письменного согласия на проведение исследований.
Критерии исключения
1. Первичная цитомегаловирусная инфекция и вирус простого герпеса 1,2 типов.
2. Возраст пациенток менее 18 и более 30 лет, с одноплодной, многоплодной или индуцированной беременностью, осложненной обострением ЦМВИ во втором триместре беременности.
3. Женщины с генетическими, эндокринными, аутоиммунными и анатомическими маркерами угрозы невынашивания.
4. Пациентки с обострением ЦМВИ на 21-24 неделях гестации, инициирующим формирование хронической декомпенсированной плацентарной недостаточности.
5. Обнаружение у женщин во втором триместре гестации острой респираторной вирусной инфекции, инфекционного гепатита, сифилиса и ВИЧ-инфекции, а также среднетяжелой и тяжелой соматической, акушерской патологии, эндокринных и иммуноассоциированных заболеваний с нарушением функции органов и систем.
6. Наличие у женщин рубца на матке, врожденной патологии матки, плаценты, пуповины и плода.
7. Беременные, у которых не было получено согласие на проведение исследований.
Диагностика хронической компенсированной и субкомпенсированной плацентарной недостаточности осуществлялась с помощью допплерометрического и эхографического исследования фетоплацентарного комплекса, а также морфологического анализа рожденной в срок плаценты [3, 6].
При изучении концентрации в сыворотке крови иммуноглобулина класса G (IgG) (г/л) использовались стандартные наборы реагентов “IgG общий-ИФА-БЕСТ” (ЗАО “Вектор-Бест”, г.Новосибирск).
Обнаружение цитомегаловирусной инфекции у беременных проводилось с помощью выявления у них типоспецифических антител класса M (IgM) к цитомегаловирусу, индекса авидности антител IgG к ЦМВ более 65%, ДНК возбудителя в крови, моче, буккальном эпителии и эпителиоцитах цервикального канала.
У всех обследованных женщин было получено согласие на проведение иммунологического и допплерометрического анализа. Исследования проводились с соблюдением требований Хельсинкской Всемирной медицинской ассоциации “Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека” (2013), а также правил клинической практики в Российской Федерации, утвержденных приказом Минздрава РФ от 19.06.2003г. №266. Работа была одобрена комитетом по биомедицинской этике при Дальневосточном научном центре физиологии и патологии дыхания в соответствии с принципами конвенции о биомедицине и правах человека, а также общепринятыми нормами международного права.
Статистическая значимость различий в сравниваемых группах выявлялась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия считались достоверными при р<0,05. В исследуемых группах определялась зависимость между показателями с помощью корреляционного анализа по Спирмену (r).
Результаты исследования и их обсуждение
Установлено, что в первой группе концентрация IgG в сыворотке крови составляла 13,6 ±0,22 мг/л, СДО в ПМА - 2,04±0,05 отн. ед. и СДО в ЛМА - 1,97±0,05 отн. ед (табл. 1). Между уровнем IgG и сосудистым сопротивлением в ПМА регистрировалась умеренная обратная корреляционная связь (r = - 0,58; p<0,01), которая отражала иммунопротективную функцию иммуноглобулина, блокирующего проникновение в клетки токсинов и вирусов, а также обеспечивающего поддержание оптимального состояния эндотелиальной выстилки кровеносного сосуда [4]. В то же время, не обнаруживалась корреляция маркера неспецифического гуморального иммунитета и СДО в ЛМА (табл. 2).
Таблица 1 Содержание IgG в сыворотке крови и СДО в правой (ПМА) и левой (ЛМА) маточных артериях во втором триместре беременности у женщин в исследуемых группах (М±m).
Показатели |
Исследуемые группы |
||
Первая |
Вторая |
Третья |
|
IgG, мг/л
|
13,6±0,22 |
16,3±0,59 р1<0,001 |
18,6±0,62 р1<0,001 р2<0,05 |
СДО ПМА, отн. ед. |
2,04±0,05 |
2,81±0,11 р1<0,001 |
3,29±0,15 р1<0,001 р2<0,05 |
СДО ЛМА, отн. ед. |
1,97±0,05 |
2,74±0,10 р1<0,001 |
3,13±0,11 р1<0,001 р2<0,05 |
Примечание: р1 – уровень статистической значимости различия по сравнению с первой группой; р2 – уровень статистической значимости различия по сравнению со второй группой.
У женщин второй группы по сравнению с первой возрастало содержание IgG до 16,3±0,59 мг/л (р1<0,001), величины СДО в ПМА – до 2,81±0,11 отн. ед. (р1<0,001) и СДО в ЛМА – до 2,74±0,10 отн. ед. (р1<0,001). При подъёме IgG, ассоциированном с ростом сосудистого сопротивления в ПМА и ЛМА, напротив, обнаруживалась положительная связь (r = + 0,54; p<0,01 и r = + 0,41; p<0,05), обозначающая участие иммунного фактора в повышении тонуса кровеносных сосудов.
Таблица 2 Взаимосвязь содержания IgG в сыворотке крови и СДО в правой (ПМА) и левой (ЛМА) маточных артериях во втором триместре беременности у женщин в исследуемых группах (r).
Показатели |
Исследуемые группы |
||
Первая |
Вторая |
Третья |
|
СДО ПМА, отн. ед |
-0,58; p<0,01 |
+0,54; p<0,01 |
+0,45; p<0,05 |
СДО ЛМА, отн. ед. |
-0,20; р>0,05 |
+0,41; p<0,05 |
-0,13; р>0,05 |
В третьей группе в сопоставлении со второй регистрировалось повышение концентрации IgG в 1,14 раза (р2<0,05), СДО в ПМА – в 1,17 раза (р2<0,05) и СДО в ЛМА – в 1,14 раза (р2<0,05). При этом выявлялась слабая корреляция уровня иммуноглобулина и СДО в ПМА (r = + 0,45; p<0,05), подтверждающая важное значение увеличения IgG в сыворотке крови у пациенток с обострением ЦМВИ во втором триместре гестации в развитии хронической субкомпенсированной плацентарной недостаточности.
Известно, что в регуляции содержания IgG и других иммуноглобулинов в плазме крови, а также в их трансмембранном транспорте участвуют эндотелиоциты, экспрессирующие рецептор FcRn [9]. Захват иммуноглобулинов эндотелиоцитами осуществляется с помощью пиноцитоза, а в гранулах лизосом отмечается деградация иммуноглобулинов, находящихся в несвязанной форме [4]. Повышение уровня иммуноглобулинов сопровождается насыщением рецептора FcRn и более выраженным катаболизмом антител и аутоантител [10].
После адсорбции IgG на поверхности эндотелиальной выстилки кровеносных сосудов, обусловленной наличием ковалентных связей, отмечается их проникновение в эндотелиоциты и модифицикация фенотипа эндотелиальных клеток, а также угнетение прокоагулянтной активности [7]. Повышение концентрации IgG приводит к стимуляции компенсаторно-приспособительных процессов в ворсинчатом хорионе плаценты посредством его участия в нейтрализации цитодеструктивных свойств вирусов, в стимуляции процесса агглютинации и преципитации возбудителей инфекции, в инактивации токсинов, участвует в активации макрофагальных клеточных элементов и фагоцитоза [1].
Таким образом, у женщин с физиологическим течением беременности IgG оказывает ангиопротективное влияние на стенку правой маточной артерии. При развитии хронической плацентарной недостаточности у пациенток с обострением ЦМВИ во втором триместре гестации увеличение содержания IgG инициирует повышение сосудистого сопротивления в правой и левой маточных артериях, в то же время при хронической субкомпенсированной плацентарной недостаточности - только в правой маточной артерии.
1. Долгушина Н.В., Макацария А.Д. Вирусные инфекции у беременных. Руководство для врачей. Москва: Триада-Х, 2004. 144 с.
2. Макаров О.В., Озолиня Л.А., Сумеди Т.Н. Изменение показателей иммунитета у пациенток с невынашиванием беременности инфекционного генеза в I триместре // Росс. вестник акушера-гинеколога. 2008. Т.8, №6. С.28-32.
3. Милованов А.П. Патология системы мать-плацента-плод: Руководство для врачей. М.: Медицина; 1999. 448 с.
4. Сельков С.А., Соколов Д.И., Черепанов С.В. Иммунорегуляторные эффекты иммуноглобулинов для внутривенного введения // Медицинская иммунология. 2013. Т.15, №1. С.5-12.
5. Соловьева А.С., Луценко М.Т. Циркулирующие иммунные комплексы беременных с герпес-вирусной инфекцией // Дальневосточный мед. журнал. 2008. №1. С.54-56.
6. Стрижаков А.Н., Волощук И.Н., Тимохина Е.В., Козлова У.А. Морфофункциональные изменения в плаценте при плацентарной недостаточности различной степени тяжести // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2010. Т.9, №2. С.5-11.
7. Экспериментальное обоснование эндотелиопротективного эффекта иммуноглобулинов для внутривенного введения при акушерской патологии / С.В. Чепанов и др. // Акуш. и гин. 2016. №5. С.82-88.
8. Devaraj S., Davis B., Simon S.I. CRP promotes monocyte-endothelial cell adhesion via Fc- receptors in human aortic endothelial cells under ststic and hear flow conditions // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. 2006. Vol. 291 (3). P.1170-1176.
9. Goebl N.A., Babbey C.M. Neonatal Fc Receptor mediates internalization of Fc in Transfectad Human endothel.ial cells // Mol. Biol Cell. 2008. Vol.19 (12). P.5490-5505.
10. Radulescu L., Antohe F. Neonatal Fc receptors discriminates and monitors the pathway of native and modified immunoglobulin G in placental endothelial cells // Hum. Immunol. 2004. Vol. 65 (6). P.578-585.
11. Xu C., Poirier B. Modulation of endothelial cell function by normal polyspecific human intravenous immunoglobulins: possible mechanism of action in vascular diseases // Am. J. Pathol. 1998. Vol. 153 (4). P.1257-1266.