РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОГО КОРМОПРОИЗВОДСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проанализированы состояние животноводства в стране, направления интенсификации отрасли, факторы, сдерживающие рост экономической эффективности животноводства, влияние кормопроизводства на развитие животноводства, предложены направления повышения экономической эффективности кормопроизводства за счет увеличения доли белков в используемых кормах, совершенствования их структуры за счет расширения посевов многолетних бобовых и бобово-злаковых травосмесей.

Ключевые слова:
доктрина продовольственной безопасности, интенсификация животноводства, структура кормовой базы животноводства, повышение качества кормов, полевое кормопроизводство, экономический потенциал пастбищного содержания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

«Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», принятая в январе 2020 г., учитывает значительно изменившиеся за последние годы социально-экономические условия в стране, риски и угрозы продовольственной безопасности, связанные с экономическими санкциями ряда западных государств, повышением открытости российского агропродовольственного рынка, в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию.

Для российской экономики в перечне актуальных задач важнейшей является дальнейшее развитие сельского хозяйства, как системообразующей отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны [1].

Анализ современной ситуации в сельском хозяйстве позволяет выделить несколько узловых проблем, непосредственно влияющих на функционирование и устойчивость отрасли и на эффективное использование имеющегося уникального аграрного потенциала [2; 3; 4].

С позиции системного подхода ключевой подотраслью аграрной сферы является кормопроизводство, связывающее земледелие, растениеводство, животноводство и предприятия переработки сельскохозяйственной продукции. Однако именно кормопроизводство в сложившихся условиях имеет самые большие проблемы и требует соответствующую государственную поддержку [5; 6; 7].

Состояние животноводства в России и в других странах характеризуется устойчивой тенденцией к росту затрат на каждую дополнительную единицу продукции. В связи с этим актуальным вопросом является выбор качественно новой стратегии интенсификации животноводства. Основой этой стратегии должно быть адаптивное использование природных, биологических, техногенных и трудовых ресурсов при опережающем росте наукоемкости отрасли животноводства, ее кормовой базы и современного кормопроизводства [8; 9; 10].

Заметное влияние на состояние сельского хозяйства и всех его подотраслей оказала реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2025 г. Это подтверждают данные таблицы 1.

 

1. Производство сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации (в хозяйствах всех категорий)

 

Показатели

2016 г.

2018 г.

2020 г.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых, млн т

120,7

113,3

133,5

Мясо (в живой массе), тыс. т

13,8

14,8

15,6

Молоко, млн т

30,7

31,2

32,2

Яйца, млрд шт.

43,5

44,9

44,8

 

Однако этого недостаточно для полного обеспечения собственных нужд в продуктах питания и снижения зависимости от экспорта сельскохозяйственной продукции.

Мировая практика показывает, что в странах с развитым сельским хозяйством наибольшую часть сельскохозяйственного производства занимает животноводство. В Российской Федерации его доля за годы реформ в аграрном секторе снизилась с 63,4 % в 1990 г. до 45 % в 2020 г. В создавшихся условиях экономический рост может обеспечить только интенсификация производства на новой инновационной основе [11].

С экономической точки зрения, важнейшим фактором интенсификации животноводства является рост эффективности его ресурсной базы и, в первую очередь, кормопроизводства. Корма на 60–70 % формируют продуктивность скота и птицы, обеспечивая прирост продукции, определяя экономические и финансовые показатели деятельности.

В структуре себестоимости продукции животноводства затраты на корма превышают 50 %, а в птицеводстве и свиноводстве — 90 %. Именно кормопроизводство, используя продукцию отрасли растениеводства, во многом определяет качественные показатели отрасли животноводства. От того как организована работа по заготовке, хранению и использованию кормов зависит продуктивность животных, удельные затраты на единицу продукции и экономическая эффективность деятельности сельхозпредприятий. В связи с этим ключевым вопросом развития кормопроизводства является повышение его эффективности на основе интенсификации.

Однако уровень обеспеченности животноводческих организаций основными кормами не отвечает возросшим требованиям. Одной из основных причин такого положения является низкая эффективность использования организационно-экономических факторов. Структура кормовой базы неустойчива и имеет существенные колебания по годам. Подтверждением этому служат статистические данные по структуре кормовой базы молочного животноводства, приведенные в таблице 2.

Рост эффективности кормопроизводства может быть обеспечен за счет интенсификации как отдельных элементов, так и всей системы кормопроизводства, в зависимости от ресурсных возможностей сельхозтоваропроизводителей и уровня менеджмента. Основное внимание при этом должно быть уделено ключевым направлениям интенсификации — повышению качества кормов и техническому обновлению производственного потенциала.

 

2. Структура кормовой базы молочного животноводства Российской Федерации в 2016–2020 гг., тыс. тонн

 

Заготовлено

2016 г.

2018 г.

2020 г.

Грубые корма, всего

38,6

37,1

40,0

в том числе: сено

9,8

8,7

9,2

сенаж

24,1

23,5

26,0

солома

4,7

4,9

4,9

Сочные корма, всего

30,1

26,1

28,0

В расчете на одну условную голову скота, ц корм. ед.

24,4

24,5

26,1

 

Тип кормления и соотношение кормов в рационе могут быть различными, в зависимости от особенностей агроклиматической зоны и условий хозяйствования, а также от уровня продуктивности коров. Однако рассчитанные рационы и нормативы потребности в кормах могут обеспечить запланированную продуктивность и высокое качество молока только при условии использования в рационе животных кормов высокого качества.

Вместе с тем качество кормов, заготавливаемых сельхозтоваропроизводителями страны, остается традиционно невысоким [12; 13; 14]. В такой подотрасли животноводства как скотоводство доля кормов высокого качества не превышает 60 % от общего количества. Значительная доля неклассных кормов и кормов третьего класса ограничивает возможности сельхозпредприятий эффективно использовать генетический потенциал крупного рогатого скота и приводит к многочисленным заболеваниям животных, снижению экономических показателей. Заготовка качественных кормов позволяет сократить общий объем используемых кормов практически в два раза. Это дает возможность существенно снизить затраты на кормопроизводство и резко увеличить рентабельность животноводства.

В условиях рынка роль кормопроизводства в обеспечении ресурсосбережения и производства конкурентоспособной продукции животноводства постоянно возрастает. При этом важнейшим условием является обеспечение строгого соответствия систем земледелия для обеспечения кормовой базы уровню производственных процессов в животноводстве [15; 16; 17].

Повышение эффективности кормопроизводства связано с решением главной задачи — увеличения доли белков в используемых кормах, что требует расширения посевов многолетних трав, однолетних злаковых, кукурузы, травосмесей. За 2000–2020 гг. произошли изменения в структуре кормовых угодий. Значительно увеличилась доля многолетних трав (с 62,5 до 70,4 %) и уменьшилась доля кукурузы на зеленый корм.

Полевое кормопроизводство, как самая емкая подотрасль растениеводства по посевным площадям, разнообразию возделываемых культур, объемам производства, видам использования продукции, социально-экономической значимости в современных условиях и на перспективу, остается основным источником производства кормов. Определяющим фактором устойчивого производства кормов на пахотных землях является всемерное повышение урожайности зерновых и кормовых культур, совершенствование их структуры за счет расширения посевов многолетних бобовых и бобово-злаковых травосмесей [18; 19].

В настоящее время экономический потенциал пастбищного содержания животных используется неинтенсивно. Это приводит к деградации травостоев, сбитости пастбищ, зарастанию их древесно-кустарниковой растительностью. В рационе коров пастбищный корм занимает 7–12 %, в то время как в странах с развитым животноводством — до 45 %. Пастбищное содержание снижает затраты ГСМ в 6–7 раз, техники, труда и общие затраты на производимые корма — в 2–3 раза по сравнению со стойловым содержанием, улучшает обменные процессы и, что особенно важно, воспроизводительные функции животных. Увеличение его доли будет способствовать снижению себестоимости летнего рациона и повышению рентабельности животноводства.

Благодаря государственной поддержке и регулированию отношений в аграрной сфере изменились основные экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий России, что подтверждается данными таблицы 3.

 

3. Отдельные финансово-экономические показатели деятельности сельхозорганизаций России в 2014–2020 гг.

 

Показатели

2014 г.

2016 г.

2018 г.

2020 г.

Выручка от реализации продукции, млрд руб.

1890,0

2549,0

2888,0

2972,3

Число прибыльных организаций, тыс.

16,6

16,6

14,5

14,1

Число убыточных организаций, тыс.

4,1

3,0

3,7

2,1

Прибыль до налогообложения, млрд руб.

257,7

356,5

313,3

624,2

Рентабельность по всей деятельности, %

16,1

16,4

12,5

21,0

 

Вместе с тем широкое использование сельскохозяйственными предприятиями современных подходов к формированию кормовой базы и организации кормопроизводства на основе использования достижений науки и передового опыта, позволяют в условиях ограниченных ресурсов существенно увеличить эффективность производства продукции животноводства.

В связи с этим необходимо формирование стратегии адаптивной интенсификации кормопроизводства сельскохозяйственных организаций, которая должна базироваться на более дифференцированном и комплексном использовании земли, адаптивного потенциала культивируемых видов и сортов растений, освоения энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых технологий.

Следует обеспечить переход от техногенной к адаптивной системе землепользования, акцентируя внимание на качественных, а не на количественных параметрах производства кормов.

Список литературы

1. Инновационное развитие аграрного сектора экономики России в условиях ЕАЭС : науч. изд. / Под ред. И. С. Санду, Н. Е. Рыженковой. – М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 176 с.

2. Романенко Г. А., Завалин А. А., Якушев В. П. Устойчивость земледелия и риски в условиях изменения климата. Резюме коллективной монографии. – Санкт-Петербург : Агрофизический научно-исследовательский институт, 2009.

3. Пути увеличения производства растительного белка в России / И. В. Савченко, А. М. Медведев, В. М. Лукомец [и др.] // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. – 2009. – № 1. – С. 11–13.

4. Косолапов В. М. Как оптимизировать производство и использование зернофуража в России // Земледелие. – 2010. – № 5. – С. 19–21.

5. Косолапов В. М. Приоритетное развитие кормопроизводства Российской Федерации // Кормопроизводство. – 2008. – № 9. – С. 2–3.

6. Косолапов В. М. Кормопроизводство, рациональное природопользование и агроэкология // Кормопроизводство. – 2016. – № 8. – С. 3–8.

7. Косолапов В. М., Бондарев В. А., Клименко В. П. Повышение качества объемистых кормов // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. – 2008. – № 5. – С. 20–24.

8. Косолапов В. М., Бондарев В. А., Клименко В. П. Эффективность новых технологий приготовления кормов из трав //Достижения науки и техники АПК. – 2009. – № 7. – С. 39–42.

9. Современное состояние и основные направления развития травосеяния и семеноводства кормовых трав в России / Н. И. Переправо, В. М. Косолапов, В. Н. Золотарев, А. В. Шевцов // Адаптивное кормопроизводство. – 2014. – № 1. – С. 12–21.

10. Агроэкологическое семеноводство многолетних трав : методическое пособие / Переправо Н. И., Золотарев В. Н., Рябова В. Э. [и др.]. – М., 2013.

11. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – М. – URL: https://rosstat.gov.ru// (дата обращения : 05.10.2020). – Текст : электронный.

12. Ситников Н. П. Кормопроизводство как стратегическое направление обеспечения продовольственной безопасности России // Казанская наука. – 2010. – № 2. – С. 230–233.

13. Ситников Н. П. Развитие кормопроизводства на основе опыта региональных лидеров АПК // Научное обеспечение кормопроизводства и его роль в сельском хозяйстве, экономике, экологии и рациональном природопользовании России : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти ак. А. А. Жученко. – М. : Угрешская типография, 2013. – С. 55–60.

14. Ситников Н. П. Кормопроизводство в Программе развития АПК Кировской области // Адаптивное кормопроизводство. – 2012. – № 4. – С. 32–35.

15. Косолапов В. М., Трофимов И. А. Всероссийский НИИ кормов : итоги научной деятельности за 2006–2010 годы // Кормопроизводство. – 2011. – № 1. – С. 2–4.

16. Концепция развития адаптивного земледелия Кировской области / Т. П. Кокурин, В. Д. Абашев, В. П. Ашихмин [и др.]. – Киров, 1998.

17. Методика разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелия в хозяйствах Кировской области. 2-е изд-е, перераб. и доп. / В. А Фигурин, Л. М. Козлова, А. В. Пасынков [и др.]. – Киров, 2006.

18. Агроландшафтно-экологическое районирование кормовых угодий и стратегия управления агроландшафтами Волго-Вятского экономического района / И. А. Трофимов, И. В. Савченко, Л. С. Трофимова [и др.] // Кормопроизводство. – 2009. – № 1. – С. 2–10.

19. Пути повышения эффективности возделывания отечественных сортов и технологий агроландшафтах юга России / И. А. Трофимов, В. М. Косолапов, Л. С. Трофимова [и др.] // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 54. – С. 305–309.

Войти или Создать
* Забыли пароль?