с 01.01.2019 по настоящее время
ББК 67407 Земельное (аграрное) право. Горное право. Водное право. Лесное право
В статье рассматриваются правовые и экономические механизмы обеспечения экологической безопасности в контексте международного пространства. Автор статьи отмечает значимую практическую связь между правовыми и экономическими механизмами в обеспечении международной экологической защищенности.
правовой механизм, экономический механизм, экологическая безопасность, международная экологическая безопасность
Юридические технологии обеспечения межгосударственной экологической защищенности определяются в специальной литературе как усовершенствованная система предусмотренных нормами экологического законодательства или в соответствии с ними принципов и предписаний, а также действий и актов, осуществляемых в порядке применения этих норм, направленных на концентрированное и возрастающее достижение целей экологического правопорядка [1, 5–16]. Из подобного определения следует, что нормы и принципы правопорядка, регулирующие экологические правоотношения и обеспечивающие экологическую защищенность, носят в первую очередь системный характер, то есть имеют устойчивую взаимосвязь между собой. Помимо этого, большое значение для данного механизма имеют меры по обеспечению исполнения принимаемых на различных уровнях норм и правил.
Обеспечение международного экологического защищенного правопорядка путем применения экономических и правовых стандартов, а также механизмов повышения экологической нравственности имеют значимую практическую связь между собой. Так, некоторыми исследователями данного вопроса справедливо отмечается, что природно-экологическая проблема значительно поражает бесполезные экономики, потому что именно безнравственное и противозаконное поведение бизнеса, должностных лиц и граждан на самом деле порождает проблемы [2, 73–77].
Утверждение принципов и правил ведения торговой (предпринимательской) деятельности, направленных на удовлетворение экономического правопорядка, призвано обеспечить охрану людей не только от экстраординарных экологических ситуаций, бедствий, катастроф, но и от отрицательного влияния на него загрязнения окружающей природной системы, перемен климата [3, 56–59]. Таким образом, обеспечение экологической защищенности направлено в первую очередь на обеспечение состояния экологической благополучности — состояние окружающего природного пространства, которое предупреждает ухудшение экологических составляющих и возникновение опасности для жизни и здоровья людей [4, 7–14].
Однако в специальной литературе все же информируется, что межгосударственное сотрудничество в сфере защиты природы и обеспечения экологической благополучности осуществляется главным образом в области деятельности интернациональных организаций, которые в современных условиях обладают необходимыми юридическими, институциональными, административными и финансовыми возможностями [5, 179–183]. Увеличение роли интернациональных организаций обусловлено возрастанием негативного влияния человека на окружающую среду в глобальных масштабах. Современные угрозы экологической защищенности зачастую не носят локального характера.
Экономические инструменты обеспечения международной экологической защищенности выступают одним из инструментов проведения международной внутригосударственной политики. Их суть заключается в первую очередь в стимулировании к ответственному отношению к окружающей системе участников экономической деятельности, потребителей различной продукции и иных граждан и организаций. Меры экономического воздействия честно связаны с правовыми инструментами регулирования общественных отношений, поскольку большинство таких механизмов проявляются в налоговом и ином правовом регулировании.
В специальной литературе на основе межгосударственной практики, в частности, отмечается, что в качестве наиболее эффективных практических мер обеспечения экологической защищенности следует признать экологические начисления и комплексное осуществление мер по ликвидации загрязнения окружающей природной системы [6, 22–24]. Кроме того, большое значение имеет отечественное законодательство государств, которое должно соответствовать стараниям интернационального сообщества в области защиты окружающей среды, в частности Стратегии устойчивого развития (sustainable development), а также иным концепциям, принятым на ее основе. Одной из таких концепций является концепция «зеленого» роста, принятая странами, входящими в ОЭСР [7, 196–203].
Указанные меры можно отнести к хозяйственным инструментам сбережения природной экологической системы. На практике к таким методам, в частности, относятся: налог на образование отходов, призванный стимулировать субъектов экономической деятельности сокращать образование отходов за счет налоговых и иных льгот, предоставляемых за вовлечение в хозяйственный оборот отходов; платежи за размещение отходов, взимаемые, как правило, за складирование отходов на полигонах и свалках; продуктовые налоги, которые оплачиваются потребителями отдельных видов товаров, требующих специальной переработки после их использования (батарейки, многооборотная тара, автотранспорт); платежи за использование упаковки, установленные для возмещения затрат на сбор и переработку отходов упаковки; платежи за услуги по сбору и удалению бытовых отходов.
Международная экологическая защищенность представляет собой необходимое условие существования и развития всего мирового сообщества. Обеспечение международной защищенности должно способствовать обеспечению состояния природной среды, которая соответствует актуальному качеству жизни для сохранения здоровья и счастья людей, а также поступательного развития. Меры по сохранению международной экологической надежности должны быть закреплены в нормативных правовых актах ключевых интернациональных организаций, включая Организацию Объединенных Наций.
Обеспечение экологической защищенности является задачей не только любого правового государства, но и всего интернационального сообщества в целом. Угрозы международной экологической защищенности зачастую носят глобальных характер. Следовательно, противодействие таким угрозам может быть достигнуто только посредством координации и взаимодействия различных государств как в рамках уже сформированных международных организаций, так и посредством заключения отдельных межгосударственных соглашений и договоров.
Однако на практике процедура согласования общей политики государств в процессе обеспечения международной экологической защищенности и охраны окружающей системы сталкивается с достаточно широкими проблемами. Во многом недостаточная эффективность реализации международных проектов по защите окружающей системы связана с возникновением экономических убытков вследствие реализации принимаемых или потенциальных мер по обеспечению экологической защищенности, а также с политическими противоречиями субъектов международных отношений.
Обеспечение международной экологической защищенности возможно только посредством принятия международных стандартов ведения экономической, производственной и иной деятельности, а также установления мер ответственности за нарушения общих стандартов в международных нормативных правовых актах. В международных нормативных правовых актах также должны вырабатываться основные принципы международного экологического правопорядка, на основе которых государства должны устанавливать собственные стандарты с учетом особенностей региона.
Таким образом, такие нормы международных договоров государств должны быть включены в отечественное законодательство всех государств. В национальных правовых системах также должны быть установлены механизмы защиты таких стандартов в соответствии с опытом других государств. При этом разработка мер по сохранению экологической защищенности должна осуществляться с учетом экономических, социальных, экологических и иных возможностей всех государств.
В международных правовых актах также могут устанавливаться минимальные экономические стимулы для участников предпринимательской деятельности, которые способствуют уменьшению ущерба экологии или улучшению окружающей природной системы. В качестве таких стимулов как на международном, так и на внутригосударственном уровне могли бы быть обязательные налоговые льготы, снижение таможенных и иных пошлин для таких производителей и т.д.
1. Бринчук М.М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 2(28).
2. Скитер Н.Н., Плещенко Т.В. К вопросу о механизмах и инструментах обеспечения экологической безопасности // Евразийский союз ученых. 2015. № 8–1(17).
3. Массеров Д.А. Особенности экологического кризиса современного общества // Научное обозрение. 2014. № 1.
4. Сафонова Ю.Д. Правовое обеспечение экологической безопасности в России // Контентус. 2017. № 4(57).
5. Аносова Е.М. Деятельность международных организаций, функционирующих в направлении обеспечения экологической безопасности: правовая оценка и организационная специфика // Право и практика. 2018. № 3.
6. Джинджолия Р.С. Преступления в сфере экологии в российском законодательстве в историческом аспекте // Уголовная юстиция. 2019. № 13. С. 22–24.
7. Воронцова Е.В., Воронцов А.Л. Формирование политико-правового механизма обеспечения экологической безопасности на международном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 21(5).