сотрудник
Глазов, Удмуртская республика, Россия
сотрудник
Глазов, Россия
сотрудник
Глазов, Россия
Отмечается, что в настоящее время происходит цифровая трансформация всех областей деятельности человека, к которым относится и система образования. При этом изменяется не только сам процесс обучения, но и система управления и принятия решений. Указывается, что важной проблемой является отсутствие у многих руководителей образовательных организаций понимания того, каким образом должна быть устроена педагогическая система дистанционного обучения. Приводится описание деятельности работников учреждения среднего профессионального образования, связанной с организацией на базе этого учебного заведения дистанционного обучения.
дистанционное обучение, организация обучения, практические рекомендации, среднее профессиональное образование, цифровая трансформация образования
В настоящее время идет процесс цифровой трансформации практически всех сфер деятельности человека, в том числе и системы образования [1]. Такая трансформация предполагает внедрение цифровых технологий не только непосредственно в процесс обучения, но и в управление и принятие решений. Изменяется вся система взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Если речь идет о внедрении цифровых технологий в обучение, то, как правило, в последнее время под этим подразумевается внедрение электронного обучения, осуществляемого, в том числе, и дистанционно. Важной проблемой в этом случае является создание условий для обучения (техническое и методическое обеспечение). Еще одной важной проблемой является организационная неготовность к реализации дистанционного обучения [3]. У многих руководителей образовательных организаций отсутствует понимание того, что представляет собой педагогическая система дистанционного обучения. Актуальность данной статьи, на наш взгляд, заключается в следующем. Существует достаточное количество практических рекомендаций по организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе. Это легко объяснимо, так как школьное образование является наиболее массовым по сравнению со всеми другими уровнями образования. Такие рекомендации разработаны и для вузов. Среднее профессиональное образование, как часто бывает в нашей системе образования, вспоминают в последнюю очередь. Даже в методических рекомендациях Министерства просвещения РФ, в которых представлена примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, большая часть информации приводится в общем виде, без указания конкретных исполнителей [2]. В связи с этим, ниже приводится перечень направлений деятельности участников образовательного процесса со стороны образовательной организации, связанных с организацией дистанционного обучения в учреждении среднего профессионального образования, и их содержание (таблица 1).
Таблица 1. Распределение зон ответственности работников образовательной организации при реализации дистанционного обучения
Направление деятельности Содержание деятельности
Директор
Общая организация и общее управление дистанционным обучением
Разработка плана по внедрению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс.
Разработка комплекса типовых организационно-управленческих документов по обеспечению деятельности образовательных организаций в части использования ДОТ:
1. Приказ о реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
2. Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
3. Порядок проведения промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий.
4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий.
5. Порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов.
6. Положение об использовании онлайн-курсов, разработанных внешними образовательными организациями, при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования
7. Положение об электронной информационно-образовательной среде.
8. Приказ о создании отдела по организации цифрового образования (приказ о внесении изменений в структуру организации; приказ об утверждении положения об отделе по организации цифрового образования).
9. Приказ о переводе обучающихся на дистанционное обучение.
10. Распоряжение о назначении лиц, ответственных за организацию и сопровождение дистанционного обучения в учебных структурных подразделениях организации.
Формирование материально-технической базы для применения ДОТ (закупка техники, подготовка рабочих мест, установка программного обеспечения).
Заместитель директора по учебной или учебно-методической работе
Организация образовательной деятельности Анализ дисциплин, реализуемых в текущем семестре по всем образовательным программам, на предмет их обеспеченности цифровыми образовательными ресурсами, размещенными на внешних и внутренних образовательных платформах.
Анализ возможности использования внешних цифровых образовательных ресурсов (полное, частичное, для самостоятельной работы).
Анализ расписания занятий и оценка потенциала цифровой образовательной среды, необходимого для перевода занятий в дистанционный формат.
Формирование перечня дисциплин, которые невозможно изучить в дистанционном формате.
Определение возможности проведения промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате.
Корректировка учебного плана.
Корректировка графика учебного процесса.
Корректировка расписания учебных занятий.
Соблюдение нормативно-правового статуса дистанционного обучения.
Составление индивидуальных учебных планов.
Заместитель директора по учебно-производственной работе
(практическому обучению)
Организация учебной и производственной практики Перевод практики на базе образовательной организации в дистанционный формат.
Принятие решения о проведения практики на базе предприятия в штатном режиме или о ее переводе в дистанционный режим с учетом возможностей предприятия и методического обеспечения.
Заместитель директора по воспитательной работе
Организация воспитательной работы
Разработка плана воспитательной работы с включением мероприятий в дистанционном формате.
Проведение общих для организации виртуальных досуговых мероприятий воспитательного характера.
Методическая служба
Методическое обеспечение образовательной деятельности Разработка методических рекомендаций по применению ДОТ.
Отбор списка инструментов виртуальной коммуникации, которые рекомендуются преподавателям для проведения вебинаров, онлайн-консультирования.
Методические рекомендации по использованию инструментов виртуальной коммуникации.
Методические рекомендации по подготовке учебных материалов.
Консультирование педагогов и обучающихся по использованию электронного обучения и ДОТ.
Контроль над наполнением преподавателями дистанционного курса учебным контентом.
Организация курсов повышения квалификации для преподавателей.
Онлайн-консультирование преподавателей.
Заведующий отделением
Общее руководство отделением Мониторинг результатов дистанционного обучения.
Мониторинг фактического взаимодействия педагогов и обучающихся.
Проведение виртуальных досуговых мероприятий воспитательного характера.
Руководитель практики
Руководство практикой Осуществление взаимодействия с обучающимися и прием от них отчета по практике в дистанционном формате.
Куратор группы
Организация взаимодействия между администрацией и группой обучающихся и их родителями Реализация плана воспитательной работы с группой.
Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей).
Получение согласия от родителей обучающихся (законных представителей).
Определение технических возможностей студентов группы для обучения в дистанционном формате.
Поддержка постоянной связи с родителями обучающихся (законными представителями).
Преподаватель
Проведение учебных занятий Составление календарно-тематического плана дисциплины.
Адаптация учебных материалов для работы в дистанционном формате.
Наполнение дистанционного курса (модуля) учебным контентом.
Реализация обучения по дисциплине.
Объективный контроль обучения.
Оперативное выявление затруднений при освоении дистанционного курса.
Определение тем, которые вызывают затруднения при освоении учебного материала в дистанционном формате.
Вспомогательный персонал
Обеспечение сопровождения дистанционного обучения Создание единой электронно-образовательной среды образовательной организации.
Настройка инструментов виртуальной коммуникации, которые рекомендуются преподавателям для проведения вебинаров, онлайн-консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования.
Предложенные практические рекомендации по организации дистанционного обучения в учреждении среднего профессионального образования помогут администрации и педагогам учреждения сформировать алгоритмы и осуществить согласно им деятельность, направленную на реализацию дистанционного обучения.
1. Данилов О. Е. О проблемах цифровой трансформации среднего профессионального образования / О. Е. Данилов // Инновации в образовании. – 2021. – № 11. – С. 75-84.
2. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Опубликовано 20 марта 2020 года. – Режим доступа: URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/.
3. Никуличева Н. В. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе / Н. В. Никуличева, О. И. Дьякова, О. С. Глуховская // Открытое образование. – 2020. – Том 24. – № 5. – С. 4-17.
Авторы: Опарина Ксения Сергеевна