Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в данной статье рассматриваются основные методы сбора маркетинговой информации. В настоящее время опрос – наиболее популярный метод, так как результаты исследования позволяют уменьшить степень неопределенности при принятии маркетинговых решений.

Ключевые слова:
рынок, маркетинг, маркетинговые исследования, опрос, полевые исследования, очные исследования, анкетирование, интервьюирование, респондент, интервьюер
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

 
Одной из главных составляющих системы управления организаций является маркетинговая деятельность. Для любого предприятия, которое стремится к определенному результату, маркетинговые исследования выступают как начало и логический конец любого цикла маркетинговой деятельности [1].
Под маркетинговым исследованием будет считаться систематический сбор, отработка и оценка данных, которые помогают решить конкретные маркетинговые задачи, стоящие перед организацией [2].
Целью рыночного исследования является оценка нынешних рыночных условий и построение прогноза развития рынка. Благодаря проведению маркетинговых исследований формируются данные о том, какие изделия пользуются большим спросом и почему, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в какую сферу наиболее прибыльно вложить капитал и где основать свое предприятие.
В методологическую основу маркетинговых исследований входят инструменты и методы сбора информации. Существует несколько видов маркетинговых исследований: первичные и вторичные, кабинетные и полевые. Полевые исследования направлены на получение первичной информации с помощью таких методов, как опрос, наблюдение и эксперимент. Именно сбор и анализ первичных данных являются основой для решения основных маркетинговых задач, поставленных перед организацией.
Самым популярным методом сбора первичной маркетинговой информации считается опрос.
Опрос – метод, который предусматривает письменное или устное обращение исследователей к определенной группе людей с вопросами, содержание которых отражает изучаемые вопросы, и регистрацию полученных результатов [3].
На практике используется две главные формы опроса: интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование – форма опроса, которая понимается как личное общение с респондентом, при котором интервьюер самостоятельно задает интересующие вопросы и отмечает ответы в бланке [4].
Анкетирование – форма опроса, при котором респондент сам фиксирует ответы на вопросы, которые указаны в бланке анкеты. Одна из особенностей данного метода заключается в том, что результат обработки ответов дает возможность получить количественную характеристику изучаемого вопроса [4].
По форме проведения анкетирование бывает очным и заочным. При очном проведении опроса исследователь присутствует и дает комментарий респонденту, если тот в нем нуждается. Обычно это происходит путем посещения респондента на работе или на дому, а также путем опроса в общественных местах.
В качестве примера приведем вопросы из анкеты, предлагаемой для заполнения руководителям подразделений и их заместителям на предприятии ПАО «ОДК-УМПО». При опросе руководителей подразделений следует учитывать их осведомлённость в предметной области и при формулировке вопросов использовать профессиональные термины. Также следует группировать вопросы, касающиеся одной темы, и обеспечить плавный переход от одной группы вопросов к другой, что облегчит респондентам прохождение опроса и позволит сэкономить время.
В результате исследований было опрошено 20 представителей руководящего состава, каждый из которых ответил на 10 вопросов анкеты.
С помощью анкетирования удалось установить, что большая часть опрошенных (80 %) относятся к лицам мужского пола преимущественно в возрасте 41-50 лет (25%). Респонденты в основном имеют одно высшее образование (40%), также два и более – 30%. Большинство опрошенных имеют стаж работы более 2 лет (80%). Проблема текучести кадров среди специалистов среднего звена отсутствует (50%); проблема есть, но не очень большая (35%) и есть довольно большая проблема (15%). На вопрос «Чем именно вас удовлетворяет работа сотрудников?» руководители ответили так:
– организованность и собранность (25%);
– желание работать (25%);
– умение работать в команде (25%);
– стремление к совершенствованию результата (25%).
Большая часть респондентов поощряет новые идеи сотрудников по усовершенствованию механосборочного цеха путем премирования (55%), организации дополнительных выходных (15%) и помещением на доску почета (20%), остальная же часть опрошенных никак не поощряет (10%). Значительная часть руководителей (50%) положительно относится к внедрению инноваций. Подавляющее число опрошенных (50%) считают, что усовершенствование круглошлифовальной операции при производстве детали «Шестерня» приведет к упрощению изготовления детали. Основная доля руководителей (70%) уверена, что технология изготовления соответствует требованиям изготовления детали «Шестерня» и лишь 15 % затрудняются ответить на данный вопрос.
По результатам ответов респондентов составлены диаграммы. В качестве примера, на рис.1 приведена диаграмма процентного соотношения мнений об усовершенствовании круглошлифовальной операции при производстве детали «Шестерня».
Рис.1. Распределение мнений об усовершенствовании круглошлифовальной операции при производстве детали «Шестерня»
В анкете были использованы вопросы закрытого и открытого типа. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, в закрытые – однозначный. В ходе анкетирования было определено, что проблемы, поднятые в опросном листе, актуальны и требуют скорейшего решения.
Таким образом, анкетирование можно считать одним из наилучших источников информации.
 
 
 
 
Список литературы

1. Маркетинговое исследование – подробно о понятии и применении [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://creativecallproject.ru/marketingovye-issledovaniya/ (Дата обращения: 19.01.2022).

2. Маркетинговые исследования: учебно-методическое пособие для студентов дистанционной заочной формы обучения направления «Менеджмент», профиль «Маркетинг» / сост. Канд. экон. наук, доцент С.А. Пиханова, канд. экон. наук, доцент О.Ф. Беленко. – Хабаровск: ХГАЭП, 2012. – 174 с.

3. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

4. Социология журналистики: от теории к практике. Авторы: Автаева Н.О., Бейненсон В.А., Новикова Т.Е. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 45 с.

Рецензии
1. АНКЕТИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Авторы: Ярушкина Наталья Анатольевна

Войти или Создать
* Забыли пароль?