ББК 67 Право. Юридические науки
В статье рассматриваются положительный опыт межведомственного взаимодействия по уголовным делам, возбужденным по фактам безвестного исчезновения граждан, и направления его совершенствования.
взаимодействие, безвестное исчезновение, следователь, уголовное дело
Совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и Следственным комитетом Российской Федерации (далее — СК России) от 16 января 2015 г. № 38/14/5 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (далее — Инструкция), в которой указано, что следователь следственного органа СК России проводит проверку по сообщениям о безвестном исчезновении лица, содержащим признаки совершения в отношении последнего преступления, указанные в пункте 10 Инструкции.
Вот некоторые примеры.
В следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации (далее — СУ) систематически анализируются ежедневные сводки о происшествиях, поступающих из ОВД, информации о фактах безвестного исчезновения, размещенной в СМИ, в сети Интернет, что позволяет оперативно анализировать обстоятельства пропажи с учетом сведений территориальных органов, при необходимости координировать действия органов следствия и дознания. Сформированы и ведутся централизованные учеты всех поступающих сообщений о безвестном исчезновении граждан и об обнаружении неопознанных трупов, контролируются ход и результаты проведенной работы.
Отделом криминалистики СУ СК России по Республике Карелия посредством мониторинга средств массовой информации обращено внимание на заметку об исчезновении М., который значился как лицо, утратившее родственные связи. При изучении собранного органом дознания материала установлены признаки, указывающие на совершение в отношении М. преступления. Во взаимодействии с УУР МВД по Республике Карелия данное преступление было раскрыто, 4 преступника привлечены к уголовной ответственности.
СУ СК России по Волгоградской области заключено соглашение с Волгоградским ЛУВДТ УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу о предоставлении централизованного оперативного доступа к ресурсам базы данных ПТК «Розыск-Магистраль», согласно которому сотрудники отдела криминалистики ежеквартально проверяют пропавших лиц, местонахождение которых не установлено.
В отдел криминалистики СУ СК России по Краснодарскому краю из медицинских учреждений поступают сведения обо всех лицах, которые не могут сообщить о себе сведений, а из органов Пенсионного фонда — данные о лицах, длительное время не получавших пенсию. Такие сведения анализируются, и по ним проводятся необходимые проверки. Разработана методика проверки разыскиваемых лиц по базе данных территориального фонда обязательного медицинского страхования. В целях оптимизации работы по раскрытию преступлений в отделе формируется учет средств мобильной связи подозреваемых и обвиняемых, а также учет сведений о телефонных соединениях с мест совершения нераскрытых преступлений. Абонентские номера, IMEI, IMSI мобильных телефонов проверяются в отделе криминалистики с применением АПК «Сегмент» по всем накопленным базам данных телефонных соединений с мест преступлений, совершенных в условиях неочевидности, также постоянно проверяется активация мобильных телефонов пропавших. Такой подход позволил установить местонахождение несовершеннолетних братьев С., пропавших в феврале 201_ года.
С целью координации деятельности при раскрытии преступлений данной категории, оперативности выполнения плановых мероприятий практикуется создание совместных следственно-оперативных групп с включением в их состав опытных следователей-криминалистов, оперативных сотрудников, контроль за их деятельностью осуществляется руководством следственных управлений.
По факту безвестного исчезновения онкологического больного С., который со слов знакомого В. убыл на лечение в г. Воронеж, следователем-криминалистом при осмотре квартиры пропавшего был применен источник экспертного света, с помощью которого между половицами были обнаружены следы крови. В. сознался в совершении убийства и указал место сокрытия трупа С.
Одним из примеров грамотной организации взаимодействия правоохранительных органов, координации их действий, наступательной тактики при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий являются обстоятельства раскрытия убийства К. в г. Можге Удмуртской Республики, пропавшей в сентябре 201_ года.
Учитывая, что пропавшая имела благополучную семью, следователем была выдвинута версия о криминальном характере ее исчезновения и возбуждено уголовное дело. Следователи изучили личность пропавшей и ее связи. Оказалось, что в 201_ году К. получила несколько кредитов в банках. При изучении переписки пропавшей в социальных сетях выяснилось, что К. и Д. (который являлся педагогом в школе) состояли в интимных отношениях.
В результате кропотливой работы следствием выявлены факты совершения им развратных действий, а по заключению судебно-психиатрической экспертизы Д. умело симулировал свое психическое расстройство. Тщательно подготовленный допрос вынудил подозреваемого сознаться в убийстве, указать место преступления и сокрытия трупа К.
Положительным образом зарекомендовала себя практика совместного обсуждения хода и результатов проверок по фактам безвестного исчезновения граждан при надзирающих прокурорах в Забайкальском и Алтайском краях, с которыми также согласовываются проекты процессуальных решений.
Проведенный анализ показал, что следственными органами Следственного комитета в целом обеспечено надлежащее межведомственное взаимодействие с территориальными органами МЧС России, управлениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, общественными и волонтерскими организациями по проведению поисковых мероприятий для обнаружения лиц, пропавших без вести, в первую очередь несовершеннолетних.
Для розыска несовершеннолетних сотрудниками следственных органов СК России используются возможности общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), функционирующей в МЧС России.
Следственные органы используют и другие возможности для розыска без вести пропавших граждан.
Так, отделом криминалистики СУ СК России по Алтайскому краю согласован вопрос об использовании сегментов комплексной системы мониторинга за состоянием защиты населения и визуализации данных радиационного контроля.
В Курганской области по согласованию с УМЧС России используется мобильный терминальный комплекс обучения населения (МТКОН), в Амурской области — коллективные средства отображения информации.
В Республике Адыгея при розыске несовершеннолетнего Р. население было ориентировано через рекламное агентство радиовещательного холдинга «Первый регион», вещающего также в Краснодарском крае.
В Республике Мордовия и Орловской области необходимая информация размещается на электронных рекламных конструкциях, светодиодных экранах и информационных панелях в сетевых магазинах.
В Республике Адыгея и Краснодарском крае используются электронные средства массовой информации, установленные в общественном транспорте.
Положительно зарекомендовала себя практика информирования диспетчеров по вызову такси на розыск пропавших, в результате которого водителями было сообщено о местонахождении 10 несовершеннолетних, самовольно покинувших места проживания в Хабаровском крае. Аналогичная практика используется в Ямало-Ненецком автономном округе.
В Оренбургской области при содействии ГУ МЧС России для ориентирования населения о похищении малолетней была осуществлена СМС-рассылка более 73 000 абонентам оператора сотовой связи «Т2 Мобайл». Это позволило установить очевидца преступления, описавшего преступника и автомашину. Полученные сведения были распространены через социальную сеть «ВКонтакте», и уже вечером была обнаружена разыскиваемая автомашина, в которой находились похищенная девочка и преступник.
Значительную роль в розыске пропавших, особенно детей, оказывают представители волонтерских организаций, привлекаемые по мере необходимости к производству поисковых мероприятий. В некоторых регионах, например в Республике Калмыкия, Орловской, Тамбовской областях, волонтерские группы для оказания помощи следователям в поисковых мероприятиях созданы по инициативе руководителей следственных управлений на базе высших учебных учреждений. В некоторых регионах к поисковым мероприятиям привлекаются казачьи общества и дружины, военнослужащие войсковых частей.
1. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и Следственного комитета Российской Федерации от 16 января 2015 г. № 38/14/5, объявляющий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.
2. Отчеты следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2020 год.
3. Бабаев Р.Г., Бабаев Э.Р. О некоторых вопросах освобождения от уголовной ответственности по УК РФ // Развитие правовых систем России и зарубежных стран: проблемы теории и практики: сборник научных трудов по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции / Под ред. В.И. Елинского, В.А. Шагаева. М.: РИОР. 2021. С. 62–70.
4. Джинджолия Р.С. Современные проблемы уголовно-процессуального права, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности: сборник научных трудов. М., 2018.
5. Елинский В.И. Направления развития языка оперативно-розыскной деятельности // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2006. № 8. С. 67–73.